СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В младшем школьном возрасте наблюдается благоприятное развитие координационных способностей, которому может способствовать целенаправленный подбор методических приёмов и разнообразных упражнений. В тренировочном процессе важно использовать различные методические приемы и элементы новизны: изменять направление в двигательном действие, изменять исходные положения, изменять границы площадки (игра в квадрате), усложнять привычное двигательное действие путем добавления движения, объединять двигательные действия, создавать комбинацию из них, то есть использовать комбинированные упражнения – полосы препятствий и эстафеты, которые комплексно воздействуют развитие на координационных способностей.
Актуальность исследования обусловлена большим значением координационных способностей в таком относительно молодом виде спорта, как флорбол – хоккей в зале. Играя в флорбол, необходимо быстро ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на различные игровые элементы, менять траекторию движения, вместе с этим обыгрывать соперника и удерживать мяч, выполняя передачу своим товарищам по команде. Из этого следует, что координационные способности занимают особое место в подготовке флорболиста.
Занятия флорболом в младшем школьном возрасте наиболее целесообразны в виду того, что этот возрастной период является благоприятным для развития координационных способностей и быстроты движений, а также при закладывании основ общей физической и тактико-технической подготовки, организм ребенка приспосабливается к интенсивной физической нагрузке и двигательной деятельности. Именно в этом возрасте занимающихся нужно всесторонне тренировать, чтобы они осваивали больше форм движений. Так им будет проще искусно координировать специальные технические действия в дальнейшем.
Координационные способности развиваются посредством различных движений, и чем больше ребенок владеет разными двигательными навыками, тем шире будет опыт в двигательной деятельности и проще будет овладевать новыми движениями, упражнениями – различными формами двигательной деятельности.
Развивая координационные способности, нужно применять упражнения, способствующие согласованию и упорядочиванию движению, объединения их в одно целое. Такие упражнения должны содержать в себе нужную координационную сложность, отличаться многообразием форм выполнения двигательной деятельности, содержать контроль над параметрами движений.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать комплексы упражнений для развития координационных способностей детей 9–10 лет, занимающихся флорболом.
Задачи исследования:
1. Разработать комплексы упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с использованием средств флорбола.
2. Экспериментально определить эффективность применения разработанных комплексов упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как педагогический эксперимент, а также тестирование с целью определения уровня развития координационных способностей.
В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 школьников в возрасте 9–10 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям флорболом. Школьников условно разделили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждую из которых вошло по 10 занимающихся.
Педагогический эксперимент проводился для практического обоснования эффективности разработанной программы.
В программу экспериментальной группы были включены дополнительные упражнения из средств флорбола. Разработанные комплексы упражнений проводились в основной части занятия длительностью 20-25 минут.
Поскольку движения со сменой направления отлично подходят для развития и совершенствования координационных способностей флорболистов, бросок по воротам с помехой, обводка фишек и конусов в заданном направлении, обыгрыш соперника с элементами обманного показа в одну сторону и уходом в другую, использование при этом поворотов на 180 и 360 градусов, то в занятие экспериментальной группы были добавлены соответствующие возрасту занимающихся упражнения.
Среди упражнений, комплексно воздействующих на координацию следует назвать комбинированные упражнения – полосы препятствий, а также эстафеты с различными элементами флорбола, вызывающие положительные эмоции у младших школьников, которые также были добавлены в занятия экспериментальной группы.
Кроме того, были использованы упражнения с координационной лестницей, которая используется для повышения координации движений и точности перемещения по площадке. Данный инвентарь в подготовке флорболистов зарекомендовал себя как отличное средство для развития координации. Поскольку игра в флорбол проходит на ограниченной площадке, и в этих условиях игроку необходимо обыгрывать соперника, то важно превосходное владение своим телом и движениями. Этому могут способствовать упражнения с координационной лестницей.
Таким образом, экспериментальные комплексы включали в себя:
Результаты исследования.
Первичное тестирование показало, что результаты в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента не имеют достоверных различий, то есть уровень развития координационных способностей в обеих группах одинаковый.
Таблица 1 – Сравнительные результаты уровня развития скоростных способностей внутри контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Тесты |
КГ X |
Р |
ЭГ X
|
Р |
||
до |
после |
до |
после |
|||
Челночный бег 3х10м (с) |
9,62±0,22 |
9,5±0,2 |
> 0,05 |
9,65±0,2 |
8,7±0,21 |
<0,05 |
Бег к пронумерованным мячам (с) |
11,58±0,21 |
11,4±0,18 |
< 0,05 |
11,62±0,19 |
10,8±0,2 |
<0,05 |
Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) |
10,16±0,8 |
10,74±0,6 |
>0,05 |
10,37±0,5 |
13,5±0,8 |
<0,05 |
Из полученных данных (таблица 1) видно, как после проведения эксперимента изменились показатели, при этом в экспериментальной группе наблюдается достоверное увеличение результатов (P<0,05) по всем тестам, а также прирост показателей уровня развития координационных способностей (рисунок 1) значительно выше по сравнению с контрольной группой. Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанных комплексов упражнений поспособствовало повышению показателей координационных способностей у младших школьников, занимающихся флорболом.
Рисунок 1 - Прирост показателей уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп
Занятия флорболом результативно сказываются на развитии координационных способностей младших школьников, поскольку для этого вида спорта характерна маневренность, игроку нужно быстро реагировать и менять траекторию движения, вместе с этим обыгрывать соперника и удерживать мяч, выполняя передачу своим товарищам по команде. Использование разнообразных упражнений повышенной координационной сложности с добавлением новых элементов к упражнениям, объединение двигательных действий, создание комбинаций из них способствует благоприятному развитию координационных способностей флорболистов.
© 2022, Чибисова Валерия Александровна 554