СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, хотелось бы поговорить о фонематическом слухе, и о том, как важно развивать его в детском возрасте.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:

Игры на развитие фонетического слуха у детей 4-6 лет

1.«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.

2.«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

3.«По дороге в гости»

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак, вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.

Беседа:

- Куда мы идем? (К остановке автобуса)

- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)

- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)

- А метро – это какой транспорт? (Подземный)

- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

- Какой грузовой транспорт ты знаешь?

- Чем отличается автобус от троллейбуса?

- Может ли трамвай объехать машину?

- Мы едим в гости, а что такое «гости»?

- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)

- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

А также для развития фонематического слуха важно развивать слуховое внимание ребенка.

Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:

Игры на развитие слухового восприятия

1.«Отгадай, что звучит».

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.

2.«Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.

3.«Угадай, кто сказал»

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.

Категория: Логопедия
28.03.2019 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!