СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонограммы: поиск и особенности работы с ними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если вы определились с произведением, которое хотели бы исполнять, первое и основное условие, для реализации разучивания – поиск фонограммы. Я прямо так и говорю своим ученикам: «Я посмотрю, есть ли НОРМАЛЬНЫЙ минус. Если да, то будем пробовать». Если нет технической и финансовой возможности сделать аранжировку и записать фонограмму на студии, то приходится прибегать к помощи Интернета. Собственно, 95% педагогов именно так и работают. Почему я выделила слово «нормальный»? Потому что оно ключевое при поиске. «Минус» должен быть обязательно хорошего, приемлемого качества. В первую очередь – это вопрос удобства и комфорта для исполнителя. Чем чище, громче, звонче и приближённее к оригиналу будет «минус», тем чище, стабильнее и выигрышнее будет исполнение. Во-вторых, вопрос качества принципиален для выступлений на публике. Например, в положении любого конкурса прописаны правила и условия участия, одним из которых является «наличие минуса хорошего/соответствующего качества». И это правило вполне объяснимо. Поставьте себя на место жюри, которые за несколько часов, а иногда и с утра до вечера, прослушивают до сотни и более конкурсантов. Прослушивание минуса плохого качества на большой громкости – то ещё «удовольствие». Всё это очень неприятно действует на слушателя (жюри), отвлекает от главного, от голоса исполнителя и в целом влияет на оценку и общее впечатление. А вам это нужно? И потом, зачем ставить ученика (исполнителя) в положение дискомфорта? Минус должен помогать, а не «топить» исполнителя. Это как оркестр – либо он раскроет вас в полной мере, либо испортит всё окончательно. Это, кстати, одно из преимуществ перед оркестром – минус стабильнее. Там нет человеческого фактора, и всевозможные расхождения, не сыгранность и фальшь исключены. Поэтому достаточно один раз приложить усилия для поиска качественного минуса и после получать удовольствие.

По моим личным наблюдениям определение «нормальный минус» у каждого своё. Иногда такое услышишь на конкурсах и выступлениях, я прям диву даюсь. Где были уши преподавателя, когда он брал в работу эту фонограмму?! Непонятно…

Что в моём понимании «нормальный/приемлемый/качественный минус»:

- качественный минус должен обладать достаточной громкостью (баланс громкости не падает и не растет в сравнении с другими треками);

- четкостью (высокие, низкие, середина, отдельные инструменты (семплы) хорошо прослушиваются;

- структура песни (форма «куплет, припев, проигрыш и тд») соблюдена, как в оригинале;

- желательно оригинальная тональность;

- правильная гармония (важно для минусов не оригинального качества, написанных другими музыкантами);

- хорошим дополнением к минусу будет наличие бэк-вокала, если он есть в оригинальной версии (желательно именно подголосков/партий, а не дублирование основной мелодии).

Какие-то из выше перечисленных пунктов вполне могут быть соблюдены и доведены до совершенства, при помощи определенных компьютерных программ (скажу о них ниже). Но есть не решаемые проблемы, при которых от минуса лучше отказаться. Например, очень «глухой» минус. У такого минуса сильно слышны басы и какой-то фоновый гул, не дающий исполнителю чисто и звонко звучать. Такие «минуса» буквально «задавливают» голос, вне зависимости от громкости голоса и качества микрофона. Лучше всего это проверить в учебном классе и на большой акустике, а не через ноутбук или телефон. То, что вроде бы приемлемо звучит на маленькой громкости, не всегда приятно звучит на большой акустике. Ещё есть фонограммы, которые называются «задавка». Эти «минусы» получают путем программных манипуляций, где «срезают, задавливают» голос исполнителя. Проще говоря, такие «минусы» делают из «плюсов». Пожалуй самый простой, но не всегда качественный способ. Потому что, чаще всего, вместе с голосом исполнителя (который, кстати, стопроцентно всё же не убирается и бывает слышен), срезаются другие частоты. Например, высокие, когда минус будет состоять практически из одной басовой линии, что плохо. Иногда наоборот исчезают «басы», когда гармония становится вообще плохо распознаваемой, и слышно одно цоканье «высоких», что тоже плохо. Подобные минусы, за очень редким исключением, бывают пригодны для исполнения. Видимо это зависит ещё и от аранжировки, а также от тембра и высотности голоса исполнителя, кому данная песня принадлежит. Из моего личного опыта заметила, что «минусы-задавки» у одних исполнителей бывают более-менее удачными, у других фонограммы, после срезания голоса, становятся вообще непригодны.

Имеются также «резаные» минусы. Когда из оригинала берётся какой-то кусок без голоса (к примеру - вступление, проигрыш), который идентичен по гармонии с куплетом, и вставляется вместо него. Тут, видимо, сказывается отсутствие фантазии композитора и скудность популярной музыки, когда, как говорится «два притопа, два прихлопа». В итоге вся песня состоит из кусков, но в ней чаще нет развития, не хватает разнообразия аранжировки. Звучат такие минуса монотонно. Хотя бывают случаи, когда это сделано вполне удачно.

И ещё один момент, когда минуса неожиданно могут не подойти, это минусы, с неправильной гармонией. Обычно они писаного качества, (т.е. это попытка сделать неплохую копию), но иногда из-за неграмотности музыкантов/звукорежиссёров идёт не та последовательность аккордов (гармония), нежели в оригинале произведения. Подобные произведения, на мой взгляд, какими бы качественными они не были, не могут быть использованы. Тем более, если речь идет о популярных хитах.

Какими бывают качественные минусы?

В принципе они в основном двух видов: оригинальный минус и писаный минус очень хорошего, достойного качества. Оригинальные минусы в свою очередь бывают с бэк-вокалом и без него, проще говоря - чистый. Иногда на какие-либо песни может посчастливиться найти оба варианта, из которых вы сможете выбрать. Писаные минуса тоже бывают с прописанным на студии бэк-вокалом, но это уже «вариация на тему». Голоса и партии там могут немного отличаться от оригинала, но это не критично. Минусы с бек-вокалом по сути очень хороший и готовый материал. Звучит он объемно и всегда идёт, как подспорье для солиста. Но есть случаи, когда может понадобиться абсолютно чистый минус. Опять-таки возьмем конкурсные выступления. В положении прописан ещё один пункт, где запрещается использовать фонограммы с вокальной партией, дублирующей партию солиста. Проще говоря, вам никто не должен подпевать. А вот бэк-вокал, как подголоски (терция вниз/вверх, квинта, октава, канон, повторы и тд.) допускаются. Если же речь идет об ансамблевом исполнении, где допустим у вас будет дуэт, трио, и подразумевается многоголосное пение, то фонограмма должна быть абсолютно чистой, либо содержащей другие партии и подголоски, в которых не задействованы участники ансамбля. То есть ни один исполнитель на сцене не должен дублировать то, что прописано в минусе. Скажу только, что всё это принципиально важно именно для конкурсной практики, так как там могут снять с конкурса, либо снизить балл за не соблюдение правил. Если же речь идет о простом школьном или уличного типа выступлении, то этими правилами, в принципе, можно пренебречь. Поэтому при поиске фонограммы сами ориентируйтесь, что вам нужно и для каких целей. Если же фонограмма хорошего качества, но без бэк-вокала вам, ну, никак не обойтись, то есть вариант просто прописать эти вокальные партии на студии звукозаписи.

Иногда бывает изобилие минусов на какую-то определенную композицию, вследствие чего теряешься в выборе. Я при поиске всегда прослушиваю «плюс», прямо с самого начала. Порой уже по вступлению можно понять, оригинальный минус, нет или вообще плохой. Ещё советую, даже если вам уже понравилось начало, не торопиться скачивать, а прослушать трек до конца. Иногда совсем неожиданно в песне не соблюдаются гармония, структура (больше/меньше куплетов, припевов и тд.), какие-то паузы, либо шумы, не корректная (или вообще оборванная) концовка и множество других «сюрпризов». Если у вас на примете несколько минусов равноценного качества, то определиться с выбором окончательно вам поможет исполнение под каждый из них. Я, иногда сомневаясь, приношу на работу несколько вариантов фонограмм, и мы с учениками поём под каждую из них, чтобы уже точно на большой громкости, акустике и с микрофоном определиться какую же именно мы возьмем в работу.

Где искать фонограмму?

Мой самый любимый, привычный и на все случаи жизни интернет-источник - сайт X-MINUS.ME Там очень большая фонотека, большое разнообразие минусов, удобный поиск по теме, жанрам и тд. Ещё огромный плюс этого сайта - возможность прямо там же менять тональность и темп. Оптимальный вариант для тех, у кого нет компьютерных программ для редактирования музыкальных файлов, либо для тех, кто не умеет ими пользоваться. Всё делается очень быстро. Можно прямо на сайте определиться с тональностью и скачать необходимый трек. Там же, чаще всего, но не всегда, прилагаются плюсы и текст - это очень удобно. И самое главное - АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ! Никаких всплывающих окон, рекламы, переброса на друггие сайты и тд. Как в библиотеке – зашёл и ищешь. Советую!

Еще один неплохой сайт B-TRACK.COM – позиционирует себя, как "минусовки и караоке он-лайн". Достаточно удобен, тоже есть смена тональности, текст. Скачивать даёт спокойно (без рекламы, денег и тд). Прямо в он-лайн можно всё прослушать, спеть караоке и даже записать себя, хотя я этой функцией не пользуюсь.

Еще один из популярных источников – социальная сеть "ВКонтакте". Там тоже происходит часто обмен файлами, загрузка, поэтому тоже можно неожиданно найти неплохие фонограммы. Но не всегда. Там же в этой сети имеются группы и сообщества, где можно заказать минус, а иногда даже заказать "в складчину", когда несколько людей определяются с нужным им треком, имеющим спрос, заказывают и оплачивают тоже вместе. В данном случае получается выгодно.

Если же сказать в вкратце, то ищите минус в любом источнике, вбивая в строку поиска название трека с добавкой "минус", "минусовка". При поиске иностранных треков можно добавлять слово "instrumental", либо "karaoke", так вы сможете попасть на иностранные сайты, где бывают оригинальные минусы, даже с бек-вокалом. Единственный нюанс в иностранных интернет-источниках – всё очень строго с авторскими правами, и чаще всего все минуса там платны, и оплата прописана в долларах.

Как отредактировать фонограмму?

При работе с минусами мне помогает одна компьютерная программа, моя «палочка-выручалочка». Почему «выручалочка»? Потому что если бы не она, то почти треть детских песен из моей фонотеки, не подошли бы мне по тем или иным причинам. Программа эта Sound Forge 11.0. Программа достаточно проста в использовании, есть русифицированная версия. Смею предположить, что эта программа способна на многое. И хотя я её, в силу своей компьютерной безграмотности, использую всего процентов на 5, тем не менее, она регулярно меня выручает, решая проблемы подбора репертуара. Итак, что я на ней делаю:

1.) первое и основное – меняю тональность. В работе с детьми, чей диапазон достаточно мал, это – всегда выход из положения. Поднять или опустить минус на 0,5-3 тона вверх/вниз занимает всего несколько секунд. Порой сдвиг песни буквально на полтона вниз или вверх кардинально меняет ситуацию. Иногда я делаю это самостоятельно, а иногда прямо с учеником на уроке. Один нюанс: любая манипуляция опустить или поднять произведение сказывается на качестве трека, и об этом надо всегда помнить. Чем большего сдвига требует песня, тем более очевидными будут шумы и помехи. Поэтому самый оптимальный и щадящий вариант – это опустить или поднять минус на полтона-тон. Все остальные сдвиги (на терцию, кварту) могут изрядно подпортить минус. Это как раз-таки ещё одна причина, по которой следует искать наиболее качественный минус. При необходимости его редактирования он не сильно потеряет в качестве.

2.) режу/вырезаю фрагменты минуса. Бывает песня слишком длинна в исполнении, монотонна, много проигрышей или припевов. Тогда я вырезаю ненужные куски и, соблюдая доли и темп, как бы «склеиваю» оставшееся. Скажу сразу, иногда это сделать очень легко и быстро, а иногда сложнее. Все зависит от минуса и фрагмента, который вы хотите изменить. Укорачивать минуса иногда еще приходится для участия в конкурсах, когда стоит определенный лимит на время звучания произведения.

3.) сдвигаю темп фонограммы. Тут всё предельно ясно. Иногда сталкиваюсь со сложным текстом и вялой дикцией у учащегося. Тогда незначительное замедление трека, буквально на 3-5 секунд, даёт возможность ученику более членораздельно звучать и комфортно расставлять дыхание. Также сдвиг темпа позволяет прослушать или выучить сложные куски, мелизмы, импровизации или иностранный язык. Я просто делаю трек (в данном случае это «плюс») очень медленным, тогда каждая нота и слово слышны. Это значительно упрощает процесс разучивания. Помните : это так же влияет на качество трека!

4.) повышаю или понижаю громкость минуса. Эта манипуляция тоже облегчает работу и позволяет полноценно пользоваться фонограммами, которые вас устраивают по качеству, но не устраивают по динамике и уровню громкости. Иногда в «минусе» бывает фрагментарное несоответствие, т.е. куплет значительно тише, чем припев, либо наоборот. А бывают «минусы» целиком со значительно завышенным или заниженным уровнем громкости. Они резко выбиваются из общего числа фонограмм, будь то концерт, конкурс и тд. Добиться оптимального и комфортного уровня громкости позволяет как раз-таки эта программа.

Итак, мы рассмотрели основные характеристики и особенности фонограмм, как их правильно подобрать и редактировать.

Категория: Музыка
29.11.2018 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя