СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения в детском хореографическом коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басенко В.А.

ГБПОУ КК КПК г. Краснодар Краснодарский край

Научный руководитель Чупахина А.В.

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Сама жизнь вносит коррективы в развитие системы образования. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерны учебные планы …в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

В МБОУ «СОШ п. Опытный» третий час физической культуры отведен на изучение хореографии, этот предмет входит в образовательную область «Искусство». Сомневаться в уникальности и значимости предметов, входящих в образовательную область «Искусство», об их влиянии на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности не приходится. Именно эти предметы непосредственно развивают воображение и творческие способности учащихся.

Школа остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьника. Такое искусство как хореография, играет не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство. Хореография развивает эмоциональную сферу и совершенствует человека физически. «Движение никогда не лжет» - эти слова принадлежат известному хореографу Марте Грэхем. Потребность в движении присуща людям, и чем моложе человек, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. Поэтому двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в правильное русло. Существенную роль в этом могут сыграть уроки хореографии.

Хореография – искусство, в котором музыка оживает в движении, а тело приобретает пластичность, изящество и красоту.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей и подростков, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации:

- по изучению танцевальной техники,

- построения и разучивание танцевальных комбинаций,

- изучение истории становления и развития искусства танца,

- общее эстетическое развитие учащихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;

- педагогические аспекты творческой деятельности;

- методы развития межличностного общения в коллективе;

- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;

- методы создания художественной среды средствами хореографии.

Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников хореографической студии "Степ-ап»".

Данный способ включает:

  • визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
  • теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
  • практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);
  • рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

В своей работе стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям обучающихся.

Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяет организовать обучение детей и подростков по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить комбинацию на 16 тактов, тем самым повторяя разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографической студии "Степ-ап»". и достижения высокого творческого результата:

  • групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 12 до 16 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда), например, ирландский стилизованный танец «Прогулка по камням»;
  • коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп) например - русский стилизованный танец «ЯРМАРКА»;
  • индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми), например: солистка студии - ученица 3 б класса Тимофеева Дарья.

Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок: для занятий с группами младшего возраста. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.

На занятиях использую различные подвижные игры, среди них:

  • «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
  • «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
  • «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения);
  • прием «Этюдная композиция»;
  • игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу.

Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.

Технология проектного обучения, внедряемая мною образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально. С применением данной технологии совместно с учащимися были созданы и реализованы следующие творческие проекты:

- «Танцующая школа» (в рамках Республиканского проекта Творческая школа): ребята разучивали танцевальные номера, совместно с родителями готовили концертные костюмы, реквизиты (самовар, веера, петушки на палочках и т. д.);

- «Флэш-моб» (конкурсное мероприятие для учащихся 5-7 классов): ребята придумывали самостоятельно на уроках хореографии танец - флэш-моб, готовили лучшего танцора для «Батла», придумывали «Представление команды», «Лучшая танцевальная постановка»

Технология здоровье сберегающего обучения

В своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебно-воспитательного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:

1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

3) мотивация на здоровый образ жизни;

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.

ИКТ технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений учащихся. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звук высотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

- поддерживать контакты с родителями и осуществлять деловое общение.

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.

Хочется надеяться, что накопленный мной опыт, будет успешно изучен, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических проектов.

Нетрадиционные уроки-конкурсы.

Так как урок конкурсный, каждый стремится подготовиться. Ученики самостоятельно придумывают свою комбинацию, где используют танцевальные движения, которые учили на уроке или придумывают что-то свое. Некоторые дети сочиняют на ходу, экспериментируя с любимыми видами движений. Они танцуют свое настроение или настроение музыки, пробуют себя в композиционном и исполнительском творчестве. За ними выходят на импровизированную сцену даже самые стеснительные. Никто никого не принуждает, ведь всё это представлено в форме игры. Хочешь – попробуй, не хочешь – просто смотри.

Важно, чтобы ребёнок сам почувствовал, когда для него безопасно и комфортно выдвинуться на первый план. Внимание – излишний акцент на его стеснительности только усилит его дискомфорт. У многих появляется интерес, и они придумывают по несколько комбинаций. При желании дети могут объединяться в группы по 2-3 человека и работать в команде, помогать друг другу. На подготовку даётся время на уроке или предлагается домашнее задание.

Разновидностью таких заданий может быть составление танца на основе предложенного набора рисунков. При этом заранее объясняются критерии оценки: чёткость и музыкальность исполнения, связующие движения, артистизм и т.д. Многие сами подбирают себе музыку. Перед выступлением учитель обращает внимание детей, на внимательное и уважительное отношение к работе сверстников. После просмотра танца он может сделать корректные замечания по доработке композиции и стимулирует зрителей-учеников к высказыванию своих впечатлений.

Дети любят находиться в жюри, подсказывать и предъявляют к себе воспитательные требования взрослых: быть внимательным, активным, самостоятельным. Но необходимо следить, чтобы их советы были грамотны и обязательно доброжелательны. При таком методе обучения проявляется активная позиция детей к поиску новых сочетаний движений на основе пройденного материала, развивается интерес к искусству танца, чувство взаимоуважения, дружелюбности и сопричастности к общему делу.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения. Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании! Однообразие всегда утомляет. Один из способов развития познавательной активности учащихся – это применение современных мультимедиа технологий.

С их помощью учебный материал можно представить, как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации являются требованием времени. Компьютер с проектором пригодится на теоретических частях занятия для изучения стилей танцев, для уроков с видео-тренером, камера – для съемок и работы над ошибками.

Список литературы:

  1. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
  2. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
  3. Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
  4. Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.
  5. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
  6. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
  7. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
  8. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985. – 260 с
Категория: Прочее
16.03.2019 09:36


© 2019, id28360183 5617

Рекомендуем курсы ПК и ПП