СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменение подходов в оценивании, обусловленные велением времени и тенденциями развития образования в Казахстане, не могли не отразиться на мотивации школьников.
Что планировалось? Внедрение обновленных программ обучения, а также новой системы оценивания должны были изменить отношение ученика к собственному обучению, привить ему качества 21 века, такие как критичность мышления, самостоятельность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке. Потребность в изменениях назрела давно, так как традиционная система оценивания не отражала достижения ученика, являясь по сути субъективной. Возникало множество вопросов, связанных с оценкой, у различных участников учебно-воспитательного процесса: администрации, учеников, родителей, коллег. Но на первых же этапах внедрения критериальной системы оценивания возникла масса новых проблем, вызванных
1. Не достаточной компетентностью учителей, которые пройдя обучение, не
овладели практическими навыками организации учебного процесса по новой
системе обучения.
2. Не желанием учителя что-либо менять в урочной деятельности.
3. Отсутствием у учеников желания выполнять домашние задания, так как теперь
они не оцениваются отметкой.
4. Не пониманием родителей самого процесса критериального оценивания, не
совпадение их ожиданий с реальным результатом ребенка.
Ученик пятого класса, который был высоко мотивированным, занимающийся на отлично, с первых же дней столкнулся с проблемой: я делаю, но не вижу своего результата. Почему? Все просто, он привык видеть отметку за свою работу в классе, дома. Одних слов «молодец» и «умница», смайликов оказалось недостаточно. Результат сказался сразу же на первых СОРах. Они были плачевны. В шоке были все: ученики, родители и сами учителя. Заинтересованность учеников в своем обучении, их мотивация катастрофически упала. Являясь координатором внедрения критериальной системы в свой школе, я видела нарастающий ком проблем. Поэтому совместно с моими коллегами мы стали искать пути выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего необходимо было проанализировать процесс, выявить его сильные и слабые стороны. К какому выводу мы пришли:
1. Должна быть четкая организация учебного процесса. Не для галочки отписаться на бумаге, а выстроить четкий план действий, направленных на конечный результат. Учитель должен видеть цель, к которой он идет. Это должна быть смарт-цель. Конкретная, измеримая.
2. Ученик и его родители должны знать каким должен быть конечный результат обучения. Для этого он в начале изучения темы должен получить критерии оценивания.
3. Необходимо заранее информировать учеников о сроках проведения СОРов и СОЧей, сообщая при этом тему, дату, цель, критерии оценивания. Это снимает неопределенность, готовит ребенка морально к выполнению работы.
4. Необходимо особое внимание уделить формативному оцениванию, которое должно носить планомерный, систематический характер, содержать образцы заданий, которые будут даны ученикам в СОРах и СОЧах. Начинать лучше с подобных заданий, постепенно их углубляя.
5. Формативное оценивание должно быть на каждом этапе урока. Направленность этого процесса на результат способствует снятию напряженности с ученика. Он начинает понимать, что от него требует учитель. Соответственно повышается мотивация к обучению.
Особое внимание мы уделили формативному оцениванию. Почему? Это процесс обучения, направленный на достижение конкретного результата. Он позволяет определять на каком этапе достижения цели находится ученик, вносить корректировку в его обучение. Вызывает личную заинтересованность в своих результатах.
Каков результат нашего исследования? Как изменилось отношение учеников к своему обучению? Проверить просто. Достаточно попросить учащихся дописать следующую фразу: Я делаю … (какое-то задание, работу) для того, чтобы получить …(какой результат будет на выходе). Если на первых этапах ученик мог сказать, что он выполняет задание чтобы получить отметку, то после проведенной нами работы ответы были «узнать что-то по теме», «научиться делать что-то». Меняя мышление учащихся, обучаясь сами, проводя обучающие коучинги для родителей, мы не могли не заметить важность формативного оценивания. Понадобилось достаточно много времени, чтобы понять его суть. Мало использовать приемы формативного оценивания (их не мало в интернете), анализировать полученный результат. С какой целью было дано задание, что получилось, а что не получилось у ученика, что нужно сделать чтобы исправить ситуацию? Эти и другие вопросы нужно задавать себе, учить этому учеников. И конечно же, чтобы был результат, необходима обратная связь с учеником и его родителями. Как показывает опыт, заинтересованность родителей в результате своего ребенка это мощный мотивационный стимул. Но родители должны критично относиться к результатам ребенка, видеть не только конечный результат обучения, выраженный в баллах, а отслеживать весь процесс его прихода к этому результату. Знать какие трудности он испытывает на каждом этапе обучения, контролировать его подготовку дома.
В заключении хочется отметить, что формативное оценивание является мощным стимулом мотивации мыслительной деятельности учеников. Наша задача-правильно его организовать. Это сложный процесс, но безумно интересный. Ведущий к творческому поиску и самосовершенствованию самого учителя.
© 2020, Болтенко Мария Александровна 201