СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.» (Липкина А.И.)

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве основных принципов государственной политики – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых нетрадиционных форм обучения. Изменения форм обучения влечёт за собой изменения в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны – находить возможность прослеживания интеллектуальных и творческих способностей обучающегося.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов: - Оценивание является постоянным процессом. - Оценивание может быть только критериальным. - Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. - Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. -В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

Тест.

Экспресс-опрос («летучка»).

Расширенный опрос.

Дидактические игры.

Контрольное упражнение.

Наблюдение.

Самооценка.

Моделирование.

Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

Инструменты оценочной деятельности.

  • Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием

  • Балловая оценка
  • Процент выполнения
  • «Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

зеленый – я умею сам,·

жёлтый – я умею, но не уверен,·

красный - нужна помощь·

Я в своей работе применяю формативное (формирующее) оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования. Для этого ученик должен ясно понимать цель обучения, критерии оценивания и уметь анализировать свою работу.

Например, оценивание проектов по окружающему миру. Обучающиеся знакомятся с критериями оценивания:

- выступающий рассказывает, а не читает;

- выступление соответствует теме;

- выступающий говорит громко, его интересно слушать;

- выступающий соблюдает регламент (уложился в отведённое время).

Приёмы оценочной деятельности.

Часто я использую письменные комментарии (письменная обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Лестница успеха – чем увереннее чувствует себя ребёнок, тем выше ступенька, на которую он себя помещает.

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

ƒ. Что самое главное ты узнал сегодня?

ƒ. Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

ƒ. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

ƒ. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Формативный тест - учитель произвольно делит обучающихся на малые группы (4-5уч). Каждый получает лист с вопросом и лист для ответов. После обсуждения дети заполняют лист ответов. Формативный тест проводится на разных уроках и в зависимости от типа урока. Это работа может быть проведена как на первом уроке изучения раздела, так и на последнем. Таким образом, учащиеся могут проследить собственный рост при достижении результатов.

Недельные отчёты

- Чему я научился за эту неделю?

- Какие вопросы остались для меня неясными?

- Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы

проверить, поняли ли они материал?

Индекс карточки - после прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Сигналы рукой - учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Внутренний и внешний круг - учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.

Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Портфель достижения – сборник работ и результатов обучающегося. Это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения педагогических задач:

  • Поддерживать учебную мотивацию обучающихся.
  • Поощрять их активность и самостоятельность.
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
  • Формировать умение учиться ( ставить цели, планировать и организовать свою деятельность)

Таким образом, оценивание для обучающихся:

- может помогать учиться на ошибках,

- может помогать понять, что важно,

- может помогать понять, что у них не получается,

- может помогать обнаруживать, что они не знают и не умеют делать.

А для учителя система достижения планируемых результатов позволяет

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание,

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы,

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения,

- осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Категория: Всем учителям
04.04.2021 13:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!