СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности на уроках литературы в начальных классах.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится задачей современного учителя. Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

Функциональная грамотность позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.

На уроках литературного чтения мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Существует множество приемов грамотного чтения:

  • чтение с остановками,
  • работа с вопросником,
  • читательские дневники,
  • логическая цепочка,
  • тонкие и толстые вопросы.

Один из самых простых, но очень важных приёмов, которые очень помогают на уроках: «Тонкий и толстый вопрос». Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

-О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без неё, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.

13.11.2022 16:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!