СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции (на примере учебно-научных текстов лингвистического содержания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения младший школьник постоянно обращается к учебно-научным текстам, что предопределено содержанием обучения, существующими концепциями образования. «Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина».[3]

По УМК под редакцией М.М. Разумовской можно выделить следующую классификацию учебно-научных текстов лингвистического характера, а так же приёмы работы с ними.

Думается, что, имея в виду классификацию лингвистических текстов, представленную в нашем исследовании, работа с ними будет требовать специального отбора приемов, которые будут применимы для работы с текстами в соответствии с их лингвистическим содержанием.

Вид лингвистического учебно-научного текста

Примеры учебно-научных текстов лингвистического характера

Приёмы работы с текстом

1.Тексты– определение и описание лингвистических понятий

Имя существительное

В любом учебнике описание русских частей речи начинается с имени существительного, и это не случайно. Обозначение предметов и явлений действительности – одно из основных назначений языка. Именно существительное позволяет передать информацию о лицах описываемой ситуации: Дети играют в мяч; Коту снится сон про горшок со сметаной; В сказках добро побеждает зло. Часто говорят, что существительный обозначает предмет. Но под предметами в этом случае придётся понимать и красоту, и элегантность, и ходьбу, и сияние, и синеву, и сон. [4, с.167]

Существительное в русском языке не только «властный начальник», но и «гибкий подчиненный».

- выборочное чтение текста по конкретному заданию;

- нахождение в тексте вопросов на ответы учителя;

- замена приведенных в тексте примеров своими или подобранными в дополнительном источнике;

- пересказ текста учениками; письменное переложение текста;- разъяснение шрифтовых выделений;- объяснение новых терминов; - выделение раннее известного и нового;- сопоставление структуры текста с планом, данным учителем;- составление плана учебного текста;- устный пересказ текста по плану;- беседа;- составление таблицы на основе текста;-объяснение новых терминов.

2.Тексты-рассуждения на лингвистическую тему

Слово и его значение

Многозначность слова

Словам любого естественно языка свойственна многозначность, многосмысленность. Нет такого языка, в котором каждому словесному знаку соответствовало бы только одно значение (учёные называют такое соответсвие одно-многозначным). [4, с.63]

Слово идёт имеет множество значений.

- выборочное чтение текста по конкретному заданию;- нахождение в тексте вопросов на ответы учителя;- формулирование учащимися вопросов (репродуктивного характера) по материалу текста; - осмысление заголовка текста; - объяснение новых терминов;- сопоставление структуры текста с планом, данным учителем;- сжатое изложение прочитанного текста;- беседа.

3.Тексты-правила

Имена существительные и в форме винительного, и в форме предложного падежей употребляются с одинаковыми предлогами в и на. Имена существительные в форме винительного падежа с предлогами в, на отвечают на вопросы в о ч т о? н а ч т о? к у д а? Летом мы ходили (к у д а? н а ч т о?) на поле (В. п.) помогать рвать лён. [1, с.43]

- выборочное чтение текста по конкретному заданию;- нахождение в тексте вопросов на ответы учителя;- замена приведенных в тексте примеров своими или подобранными в дополнительном источнике;- формулирование учащимися вопросов (репродуктивного характера) по материалу текста;- пересказ текста учениками;- осмысление заголовка параграфа, заголовка текст; - разъяснение шрифтовых выделений;- выделение раннее известного и нового;- сопоставление текст товарища с текстом учебника- беседа.

4.Тексты о выдающихся отечественных лингвистах

Филипп Федорович Фортунатов

Выдающийся русский лингвист Филипп Федорович.

Фортунатов родился в семье педагога - директора Петрозаводской гимназии. Поступив на историко-филологический факультет в Московский университет, под руководством Федора Ивановича Буслаева увлеченно занимался языкознанием. Ввел термин морфология и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину.

Учение о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, и было продолжено учениками и др.

(По Л. Петрановской)

- нахождение в тексте вопросов на ответы учителя;

- формулирование учащимися вопросов по материалу текста; - беседа;- работа с планом;- выделение в тексте новой информации; - выделение в тексте самой важной информации; - списывание и объяснение выделенных слов и предложений в тексте; - выражение своей точки зрения о высказывании.

5.Тексты о фактах истории языка

Две азбуки

Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, другую – глаголицей.

Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами.

(По Е. Бабаевой)

- выделение раннее известного и нового; - деление текста на части и озаглавливание каждой части;

- беседа;- формулирование основной мысли текста;- работа со значением слов, встретившихся в тексте; - подтверждение сведений, данных в тексте, своими примерами; - иллюстрация основной мысли текста примерами из собственного опыта.

6.Тексты - высказывания известных личностей о языке

Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок во всём: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь. Дружи с глаголами! Только они помогут прожить интересно не один день, познать мир и совершить не одно открытие. По К. Паустовскому [2, с.53]

- формулирование учащимися вопросов по материалу текста; - беседа; - объяснение смысла высказывания;- заучивание высказывания наизусть; - восстановление текста по памяти.

Целью нашего исследования является определение у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом лингвистического характера.

Для того чтобы узнать, как учащиеся 4 класса умеют работать с лингвистическими текстами, был проведен эксперимент, который состоял из двух этапов. Первый этап эксперимента проводился в четвертом классе, учащимся были даны упражнения, обработаны результаты диагностики и выявлены пробелы и ошибки в работах учащихся.

Был выбран текст из энциклопедии для детей. Т. 10. Языкознание, главным редактором которой является М. Д. Аксёнова.

Текст

Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) — крупный ученый в области русской фонетики и орфоэпии. Совместно с другим ученым, Сергеем 46 Ивановичем Ожеговым, он впервые создал словарь — справочник «Русское литературное произношение». С 1983 года книга называется «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы». Этот словарь очень популярен, так как в нем указано, как правильно произносить то или иное слово. А верное произношение — признак культуры человека.

Задания к тексту

1. Как вы думаете, при изучении каких разделов вам поможет словарь, созданный Р.И. Аванесовым?

2. Сформулируйте 2 вопроса к прочитанному тексту.

3. Верное произношение – это?

4. Почему словарь Рубена Ивановича Аванесова очень популярен?

5. Какую информацию можно узнать из второго предложения?

6. Представьте себе, что вы слышите в разных ситуациях слова «звОнит»,«средствА», «полОжил» и другие. Как вы воспринимаете такую речь? Как вы думаете, нужно ли людям, которые делают неверные ударения в словах, понимать, что это ошибка и исправляться или нет? Сформулируйте свой ответ в виде небольшого сочинения-рассуждения. Постарайтесь доказать свою точку зрения при помощи 2 аргументов-примеров из собственного опыта.

На выполнение заданий учащимся было дано 30 минут. Результаты выполнения диагностирующей работы зафиксированы в диаграммах.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что упражнения на данном этапе исследования должны включать задания, направленные на совершенствования умений понимания текста, и задания, с помощью которых можно повторить ученый материал. Явные трудности возникли у большинства класса на первом, втором и третьем задании.

Для повторного исследования был предложен следующий текст и задания к нему.

Текст

Ожегов Сергей Иванович — создатель словаря русского языка. Родился и вырос он на Урале. Словарь Ожегова переиздавался много раз, так как Сергей Иванович понимал, что слова все время меняются. Он великолепно знал русскую старину, русскую историю. Знал и хорошо русские пословицы и поговорки, поверья и обычаи. Он никогда не расставался с книгой. А книги он читал очень внимательно. Совместно с Рубеном Ивановичем Аванесовым он впервые в стране создал словарь-справочник «Русское литературное произношение». В нем указано, как правильно произносить то или иное слово.

Словарь стал настольной книгой для нескольких поколений. Слова и фразеологизмы легли в основу переводов с иностранных языков, словарей переводчиков. Не существует человека, который бы хоть раз с интересом не открывал его. Поистине этот труд полезен всем, от рабочего до министра. Удивительно, как при таком достаточно малом объеме книга обладает такой высокой информативностью.

Задания к тексту

1. Кто такой Ожегов Сергей Иванович?

2. Что создал Сергей Иванович? И найти название созданному.

3. Полезен ли труд Ожегова? Почему?

4. Какую информацию можно узнать в словаре Рубена Ивановича Аванесова?

5. Какую информацию можно узнать из 4 предложения?

6. Представьте себе, что вы слышите в разных ситуациях слова «цЫган»,«грушЕвый», «алфАвит» и другие. Как вы воспринимаете такую речь? Как вы думаете, нужно ли людям, которые делают неверные ударения в словах, понимать, что это ошибка и исправляться или нет? Сформулируйте свой ответ в виде небольшого сочинения-рассуждения. Постарайтесь доказать свою точку зрения при помощи 2 аргументов-примеров из собственного опыта.

При повторном исследовании было выявлено, что дети явно стали лучше усваивать материал, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в диаграмме. Большинство учеников, примерно 70 – 75%, умеют работать с текстом: отвечают на заданные вопросы к тексту, находят нужную информацию, необходимую для ответа на вопрос.

При формировании читательской компетенции учеников класса можно использовать учебно-научные тексты лингвистического характера. Кроме формирования читательской компетенции (знания, умения и навыки, позволяющие человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях), учениками будет так же усваиваться информация по русскому языку, что будет способствовать лучшему усвоению материала в дальнейшем и укреплению уже ранее изученного. Ведь обращение к текстам, содержащим сведения о лингвистах и их научных достижениях, позволяет учащимся не только узнать имена выдающихся отечественных ученых, но и уметь оценивать научный вклад, соотносить научные знания с практикой их применения в процессе обучения русскому языку.

Таким образом, проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что лингвистические тексты способствуют освоению теоретического материала, расширяют лингвистический кругозор учащихся сведениями по истории языка, формируют речевые умения учащихся в процессе создания собственного суждения на основе учебно-научного лингвистического текста, а так же учувствуют в формировании читательской компетенции младших школьников.

Список цитированных источников:

  1. М. Б. Антипова. Учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – часть 1.- М.: Нац. Институт образования, 2018. – 132
  2. М. Б. Антипова. Учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – часть 2.- М.: Нац. Институт образования, 2018. – 139
  3. [Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]//http://www.kros.ru/_educ/nach-sch.2.php]
  4. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. — 3-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.:Аванта+, 1999. - 704 с: ил.
18.08.2021 13:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП