СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подготовительный этап.
Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Формирование интереса к чтению книг идет во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Начальный этап.
Второй этап формирования читательской компетентности посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.
На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении.
Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.
Первая часть:
1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин). На этом этапе используются следующие упражнения:
- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить;
- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам;
- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.
2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин).
3. Беседа – рассуждение о прочитанном.
Вторая часть:
1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин).
2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин).
3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин).
4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)
Части урока можно менять местами.
Особое внимание следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что в возрасте 8-9 лет ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников станут зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко
© 2019, Крапивная Ольга Юрьевна 408