СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной и языковой компетентности учащихся на уроках словесности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня коммуникативный подход в методике обучения языкам общепризнан. Он обусловливает наиболее важную характеристику урока языка – его направленность на речь, на использование языка как средства коммуникации. Коммуникативная направленность в изучении русского языка выдвигает в качестве важнейшей цели обучения – формирование умений и навыков речевого общения.

В работе учителей-словесников много трудностей, но среди них нет таких, которые нельзя было бы преодолеть в результате творческой работы учителя по совершенствованию процесса обучения.

На мой взгляд, изучение школьного курса грамматики осуществляется в отрыве от практики устной и письменной речи учащихся как в учебной, так и в общественно полезной деятельности.

Поэтому нередки случаи, когда учащиеся, грамотно выполняющие письменные работы на уроках русского языка, безграмотно ведут записи по другим предметам, безграмотны в личной переписке.

Значительная часть учащихся не владеет точной и выразительной устной речью при устных ответах, сообщениях и выступлениях.

Ведь актуальность коммуникативного подхода к современному уроку языка определяется его назначением – быть средством формирования и выражения мысли, что позволяет сформировать у школьника коммуникативную компетенцию. Развитая в языковом отношении личность должна постоянно задумываться над такими вопросами: почему, где, когда, как, зачем говорят. Какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств коммуникаций. Значит, задача учителя языка – сформировать самосознание языковой личности ученика, которому не безразлично, как он говорит и пишет.

Именно языковая и коммуникативная компетентности способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет уроков.

Изучение русского языка должно, прежде всего, вооружить учащихся устойчивыми навыками грамотного письма. Но не менее важно, чтобы они хорошо овладели навыками устной и письменной речи, необходимыми в повседневной жизни будущего активного гражданина и общественного деятеля.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся писали больше сочинений на основе личного жизненного и трудового опыта, наблюдений за окружающей действительностью, сочинений на литературно-творческие и свободные темы, в которых проявлялась бы самостоятельность суждений школьников.

Целесообразно, чтобы во всех видах сочинений, в том числе и в сочинениях по наблюдениям, на свободную тему, учащиеся использовали образцы художественной речи, с которыми они познакомились при изучении курса литературы и при внеклассном чтении художественных произведений. Это будет способствовать яркости и эмоциональности ученических работ, обогатит их язык.

Крайне важно, чтобы навыки письменной речи, приобретаемые учащимися в процессе работы над сочинением, практически применялись в их общественно полезной деятельности.

Написание сочинения – это одно из направлений формирования коммуникативных и языковых компетенций у учащихся. Очевидно, что традиционная практика работы по формированию коммуникативных умений и развития речи учащихся требует совершенствования и творческого пересмотра.

Современная система образования обладает несколькими методами формирования языковых компетенций учащихся, которые позволяют говорить об определённых успехах в речевой подготовке школьников, а самое главное, о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. Показательно и то, что у детей появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.

Учителям-словесникам потребуется ещё немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даёт положительные результаты.

26.10.2020 14:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП