СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня коммуникативный подход в методике обучения языкам общепризнан. Он обусловливает наиболее важную характеристику урока языка – его направленность на речь, на использование языка как средства коммуникации. Коммуникативная направленность в изучении русского языка выдвигает в качестве важнейшей цели обучения – формирование умений и навыков речевого общения.
В работе учителей-словесников много трудностей, но среди них нет таких, которые нельзя было бы преодолеть в результате творческой работы учителя по совершенствованию процесса обучения.
На мой взгляд, изучение школьного курса грамматики осуществляется в отрыве от практики устной и письменной речи учащихся как в учебной, так и в общественно полезной деятельности.
Поэтому нередки случаи, когда учащиеся, грамотно выполняющие письменные работы на уроках русского языка, безграмотно ведут записи по другим предметам, безграмотны в личной переписке.
Значительная часть учащихся не владеет точной и выразительной устной речью при устных ответах, сообщениях и выступлениях.
Ведь актуальность коммуникативного подхода к современному уроку языка определяется его назначением – быть средством формирования и выражения мысли, что позволяет сформировать у школьника коммуникативную компетенцию. Развитая в языковом отношении личность должна постоянно задумываться над такими вопросами: почему, где, когда, как, зачем говорят. Какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств коммуникаций. Значит, задача учителя языка – сформировать самосознание языковой личности ученика, которому не безразлично, как он говорит и пишет.
Именно языковая и коммуникативная компетентности способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет уроков.
Изучение русского языка должно, прежде всего, вооружить учащихся устойчивыми навыками грамотного письма. Но не менее важно, чтобы они хорошо овладели навыками устной и письменной речи, необходимыми в повседневной жизни будущего активного гражданина и общественного деятеля.
Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся писали больше сочинений на основе личного жизненного и трудового опыта, наблюдений за окружающей действительностью, сочинений на литературно-творческие и свободные темы, в которых проявлялась бы самостоятельность суждений школьников.
Целесообразно, чтобы во всех видах сочинений, в том числе и в сочинениях по наблюдениям, на свободную тему, учащиеся использовали образцы художественной речи, с которыми они познакомились при изучении курса литературы и при внеклассном чтении художественных произведений. Это будет способствовать яркости и эмоциональности ученических работ, обогатит их язык.
Крайне важно, чтобы навыки письменной речи, приобретаемые учащимися в процессе работы над сочинением, практически применялись в их общественно полезной деятельности.
Написание сочинения – это одно из направлений формирования коммуникативных и языковых компетенций у учащихся. Очевидно, что традиционная практика работы по формированию коммуникативных умений и развития речи учащихся требует совершенствования и творческого пересмотра.
Современная система образования обладает несколькими методами формирования языковых компетенций учащихся, которые позволяют говорить об определённых успехах в речевой подготовке школьников, а самое главное, о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. Показательно и то, что у детей появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.
Учителям-словесникам потребуется ещё немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даёт положительные результаты.
© 2020, Диброва Светлана Васильевна 84