СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных результатов на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование метапредметных результатов на уроках истории

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [5, с 4].

Метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования должны отражать: освоения обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [5, с 4].

Для формирования метапредметных результатов на уроках истории я использую следующие методы и приёмы.

Использование приёма «Фишбоун» Применение этого приёма возможно не только для установления причино – следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Метод «Фишбоун» можно применять для схематизации учебного материалаи знакомства с основными понятиями темы.

Пример: урок истории в 5 классе тема «Индийские касты». Работа с учебником и дополнительным материалом.Используя дополнительный материал, ученики в голове рыбы записывают понятие – каста. На верхних косточках ученики фиксируют основные касты индийского общества. На нижние косточки фиксируют части тела бога Брахмы из которых были созданы касты индийского общества. В хвосте записывают вывод.

Данная графическая схема позволит воспринять и запомнить изучаемую информацию.

Брахманы Войны Земледельцы Слуги

(жрецы) (кшатрии) (вайшьи) (шудры)

Использование на уроках приёма диаграмма Венна «Кольца Венна».

Диаграмма Венна (Кольца Венна) — это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют различные множества.

Пример урок истории в 6 классе на тему: «Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII векаx». Работа с текстом учебника и дополнительным материалом. Схематические изображаются три кольца внутри, которых записываются основные русские княжества в XII – XIII веках (Владимиро – Суздальское княжество, Галицко – Волынское княжество, Киевское княжество и Новгородская республика). На карточках записаны вопросы для сравнения ответызаписывают внутри колец. Например, линии сравнения (географическое положение, природные условия, система управления, особенности хозяйствования).

Купцы:

Купцы объединялись в гостиную и суконную сотни

Гостиная сотня – московские купцы

Суконная сотня – организация провинциального купечества

Внизу диаграммы изображается фигурная скобка под которой записывается что объединяло русские княжества во время феодальной раздробленности (общая территория, единый язык, единая религия и единая культура).

Использование на уроках «Клетворда»

Применение данного приёма позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал; учатся выделять главное; учатся делать логические выводы, используют опорные слова; облегчают себе изложение нового материала.

Пример урок истории в 7 классе на тему: «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке». Учащиеся самостоятельно изучают новую тему и закрашивают клетки с правильными ответами (в строке их может быть несколько).

Использование на уроках приёма «Кубик Блума».

Применение данного приёма не только позволяет развивать критическое мышление, но и систематизировать изучаемый материал. На гранях кубика записываются вопросы: Назови! Почему? Объясни! Предложи! Придумай!Поделись! Вопросы на гранях кубика могут изменяться в зависимости от того какие цели ставит перед собой учитель. Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик, и дать ответ на него. Вопросы могут быть подготовлены как учителем, так и учениками.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Использование на уроках приёма «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов».

Этот приём основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы.", "Что будет, если.?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?".

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить.?", что можно сделать из.?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать.?".

Пример: урок истории в 8 классе на тему «Крестьянская реформа 1861 года». Класс делятся на группы. Наиболее оптимально деление на 4 группы. Каждая группа получает ромашку и, используя учебник, а также дополнительный материал записывают вопросы разных типов. Затем обмениваются своими ромашками и отвечают на поставленные вопросы. Данный приём лучше всего применять при изучении нового материала.

Список литературы

1. "Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать? - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke

2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры - http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

3. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. - https://studopedia.ru/17_125441_obrazets-esse-s-argumentatsiey-za-i-protiv.html

4. Прием ТРКМ "Кольца (диаграммы) Венна" на уроке: описание приема, алгоритм работы с приемом, советы и рекомендации - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://alarsk.alaredu.ru/files/fgos_noo.pdf

Категория: История
04.12.2019 11:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!