СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка путём использования современных информационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, обеспечить высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий. В связи с этим подчёркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

В последнее время в педагогической среде всё чаще стали говорить о неблагополучии преподавания русского языка в школе, несмотря на все прилагаемые усилия изменить эту ситуацию. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Большие возможности для повышения качества образования заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения.

Целью моего педагогического опыта является развитие орфографической грамотности учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний через использование информационно-коммуникативных технологий.При этом использую интерактивные путеводители, тренажеры, мультимедиа и др.Организация работы с тренажерами позволяет мне реализовать следующие цели:

- закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;

- отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;

- развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.

Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается другим цветом. В данном тренажере можно изменять слова в упражнениях для дальнейшей работы.

Считаю полезным для работы обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза», который предназначен как для индивидуальной работы, так и фронтальной. При использовании данного электронного репетитора ставлю задачи: повысить уровень грамотности письма, помочь изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и восполнить пробелы. Программа реагирует на ошибки - в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости. Прилагается подробное руководство, которое включает методические советы по использованию программы, каталог правил русского языка с указателем и краткий орфографический словарь.

При обучении младших школьников грамотному письму велико значение упражнений. К ним предъявляю следующие требования: самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.

Приведу приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

– списывание;

– комментированное письмо;

– письмо с проговаривание;

– письмо с пропуском орфограмм;

– исправления учениками умышленного допущенных ошибочных написаний;

– письмо по памяти;

– диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховой, словарный);

– орфографические пятиминутки.

Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Важно научить детей правильно выполнять работу над ошибками. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Для успешного навыка грамотности письма начинаю знакомить учащихся с азами пользования справочной литературой. Эту работу я начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников.

А какой благодатный материал для развития орфографической зоркости нам дают народные сказки! Для развития навыков грамотного письма я использую элементы игры, соревнования, учу детей проводить исследовательскую работу.

- Кто больше назовет орфограмм, которые он нашел в сказке?

- Найдите в сказке с двумя, тремя орфограммами.

- Подчеркните в тексте те слова, в которых нет никаких орфограмм.

На уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь доказать детям, что в языке все способно удивить их. Ведь чувство удивления - признак развивающегося и развитого ума. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному языку, гордость за его величие и красоту.

«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».К. Д. Ушинский.

Данный опыт интересен учителям начальной школы, так как он может быть использован ими на уроках русского языка независимо от используемой программы. Развитие орфографической зоркости может осуществляться при изучении всех программных тем по русскому языку.

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!м

30.01.2020 09:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП