СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование слоговой структуры слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с системным нарушением речи при специальном логопедическом обследовании выявляется такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слогового состава слова. Оно выражается в перестановках, пропусках или наращивании звуков и слогов в слове.

До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено. Однако если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: писось (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова. В этом случае малышу требуется специальная помощь.

Для обследования слоговой структуры слова используем классификацию А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него).

Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1)ударностью, 2)количеством слогов, 3)линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога.

В практической работе по развитию способности правильно произносить слова различной слоговой сложности наблюдается определённая этапность. На первом этапе проводится работа по обучению умению слышать слоги в слове, делить слова на слоги (части), произносить каждую часть слова. На втором этапе отрабатываются навыки практического овладения слогоритмической мелодией слова, слоговая структура которых постепенно усложняется. Первоначально это двухсложные слова из открытых слогов, далее следуют трехсложные слова из открытых слогов, затем односложные слова, двухсложные слова и т.д.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку нужно многократно повторять их, заучивая. Чтобы это повторение не было механическим и скучным для ребенка, следует использовать для этого различные игровые ситуации.

Категория: Логопедия
24.01.2023 15:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!