СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений решать задачи у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений решать задачи у младших школьников.

Учёба – это серьёзный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Поэтому мы ставим перед собой такие цели:

— Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности.

— Повышение интереса к предмету «математика».

— Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

— Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.

— Включение учащихся в поисковую деятельность.

Поэтому необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этого использую: проблемное изложение материала, комментирование задач, самостоятельная работа учащихся, творческая работа детей. Я выделяю и другие стимулы активизации: игровые методы, моделирование, занимательность.

Роль математики в развитии логического мышления очень велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Этому прямо и служат развивающие задания: загадки, ребусы, шарады, тематические кроссворды, чайнворды, игры на составление из геометрических фигур различных предметов и так далее. Все эти задания выстроены в определенной последовательности: от простой — к сложной.

Каждому учителю хорошо известно, какое большое место в начальном обучении математике занимают текстовые задачи. Особое внимание уделяю чтению и осознанию текста задачи, так как это является одним из самых важных этапов при работе над задачей. Стремлюсь к тому, чтобы дети научились самостоятельно выполнять первичный анализ текста задачи, отделяя известное от неизвестного. Стараюсь учить детей анализировать задачу так, чтобы они умели не только вычленить из задачи числовые данные, но и объяснить, что обозначает каждое из содержащихся в ней чисел в контексте самой задачи, что сказано про то число, которое нужно найти. Обращаю внимание не только на выделение данных и искомого, но и на связи между ними, описанные в тексте задачи. Что же значит решить задачу? – ставлю перед учениками вопрос. На первом этапе обучения математике довольно часто бывает так, как только учитель сообщил задачу, дети сразу же дают ответ на вопрос. Но это не удовлетворяет меня, как учителя. Я стараюсь выяснить, как получен этот ответ, на основе каких рассуждений, с помощью какого арифметического действия. Например, была предложена задача: «На одной тарелке 5 яблок, а на другой — 3 яблока. Сколько всего яблок на этих тарелках? Дети отвечают: «8 яблок». Продолжаю спрашивать: «Как ты это узнал?». Типичные ответы, которые получает учитель: «Я догадался. Я посчитал». Оказывается для детей это трудный вопрос. Поэтому считаю полезным сказать детям следующее: задачи, которые вы будете решать на уроках математики – это не загадки, которые нужно разгадать. Довожу до сведения детей, что решить задачу – это значит объяснить, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать. Записать решение задачи – значит с помощью цифр и знаков действий, показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.

При первом знакомстве с задачей составляем алгоритм работы над задачей:

Решаем задачу – СТРОИМ ДОМ 1 этап - УСЛОВИЕ – мне известно

2 этап – ВОПРОС – мне нужно узнать

3 этап – РЕШЕНИЕ

4 этап – ОТВЕТ

По мере знакомства с задачами разного вида составляется ПАМЯТКА к решению задач, которую постепенно можно заменить на схематическую.

Обучая решению задач, одним из этапов урока, обязательно использую самоопределение к деятельности. Это может быть и практическая работа. (Учитель берёт корзину с муляжами грибов и достаёт оттуда три гриба.) – После того, как я достала из корзины 3гриба, там осталось ещё 5. Как узнать,сколько грибов было в корзине? (Нужно грибы, которые достали, положить в корзину и сосчитать их.) Учитель кладёт 3 гриба обратно в корзину и пересчитывает их. Получилось 8 грибов. Как записать это действие? 5+3= 8. Задачу можно изобразить и схематически. Весь отрезок – это все грибы. Из каких частей состоит отрезок? ( Из отрезка, обозначающего грибы, которые остались в корзине (5) и отрезка, обозначающего грибы, которые достали из корзины (3). Как найти длину всего отрезка? (5+3=8)

Очень важно в обучении решению задач сначала научить хорошо решать простые задачи, а затем переходить к составным. При этом необходимо использовать наглядный материал, игры. Это задачи на нахождение одного из компонентов действия, когда даны другой компонент и результат действия ; задачи на нахождение уменьшаемого по данным вычитаемому и разности; задачи на нахождение неизвестного множителя по данным произведения и другому множителю и другие. Необходимо учить составлять обратные задачи, по рисункам, по опорным схемам, подобные задачи. Постоянно должны звучать вопросы: почему, докажи. Очень важна роль сюжетных задач в деле формирования у детей представлении о величинах, об их измерении, о связи, существующей между такими величинами, как цена, количество и стоимость, масса одного предмета, число предметов и общая масса, скорость, время, расстояние и др. С целью формирования у детей умения анализировать задачи, выделять в ней данные и искомое, сознательно подходить к выбору нужного действия, вводятся и так называемые задачи, выраженные в косвенной форме.

Одной из функций составных задач является развитие приобретённых знаний, совершенствование их в процессе применения в изменённых условиях. Решение составных задач играет важнейшую роль в обучении детей тем общим приёмам умственной деятельности, которые необходимы при решении любой задачи: а) анализу предложенной задачи, вычленению известного и неизвестного; б) установлению связи между данными и искомым; в) составлению плана решения; г) переводу зависимости между данными и искомым, выраженной в задаче словесно, на язык математических выражений, равенств, уравнений; д) выполнению соответствующих действий и получению ответа на вопрос задачи; е) проверке решения.

Работа над развитием логического мышления на уроках в начальной школе охватывает все сферы педагогической деятельности.

В каждой ситуации учащиеся вынуждены самостоятельно искать решения, а я лишь формирую, разъясняю проблему.

Часто использую технологию игровых методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.

Использованная литература

1.Программа, учебники, методические пособия для учителя.

2.М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова – Методика преподавания математики в начальных классах.- М. 1984.

26.03.2019 17:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП