СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики через фронтальный учебный эксперимент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики через фронтальный учебный эксперимент.

Стандарты второго поколения сегодня внедрились и в седьмой класс на уроки физики. С приходом Федерального государственного образовательного стандарта начали происходить преобразования в методике преподавания предмета. Эти преобразования не столько задевают усвоенные понятия и законы предметного обучения, сколько предполагают изменения в организации учебного процесса. И вот здесь возникает много вопросов, и прежде всего как организовать усвоение новых понятий в новом предмете с учетом стандартов второго поколения.

С одной стороны, стандарт второго поколения основного общего образования изменяет акценты в предметном обучении в сторону увеличения деятельностного компонента; с другой стороны, школьные учебники физики пока не идут по пути кардинального сокращения изучаемых тем, понятий, законов физики, да и учитель, нацеленный на формирование целостной научной картины мира, не решится сократить изучение большого количества физических явлений, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Внедрить стандарты второго поколения в методику преподавания физики можно достаточно, плавно, через фронтальный учебный эксперимент, который будут выполнять сами учащиеся. Федеральный государственный образовательный стандарт в разделе требований к результату указывает, что ученик должен овладеть «умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты…». Еще более развернуто, об этом сказано в требованиях к предметным результатам по физике, которые должны отражать: «…приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов…»

Любой физический эксперимент это способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. На уроках физики используется демонстрационный эксперимент, который чаще всего представляет учитель, учащиеся же становятся в худшем случае пассивными наблюдателями, в лучшем случае - отвечают на ряд вопросов, предложенных учителем. Но более важную роль, на своих уроках я отвожу фронтальному эксперименту.

Фронтальный эксперимент выполняется всеми учащимися класса

как индивидуально, так и работе в парах или в группах по 4-5 человек, для выполнения отводится 5-10 минут. Фронтальный эксперимент должен быть прост в исполнении, время выполнения можно увеличить, если он используется для изучения нового материала.

Основное назначение фронтального эксперимента – способствовать формированию у обучающихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. При этом учащиеся учат дискутировать, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать одноклассников. Фронтальные занятия дают возможность в конце урока коллективно обсудить и оценить результаты, полученные каждой группой учащихся, путем сравнения, а также оценить работу каждого по достижению цели.

В моем понимании фронтальный эксперимент позволяет учащимся не только «заглянуть в глаза» столь сложному предмету как физика, «ощутить то, что невидимо», но и приобрести личный опыт, овладеть многими универсальными учебными навыками и умениями, что и требуют стандарты второго поколения. Теоретические обобщения учащиеся делают на основе результатов собственной деятельности.

В проведении фронтальных физический экспериментов я вижу лишь два недостатка: 1- ограничение эксперимента по времени, т.к. учащиеся порой могут увлечься работой в группе; 2 - бурное обсуждение, что приводит к нарушению дисциплины.

Но как показывает опыт, учащиеся на следующий урок, отвечают без ошибок на все базовые контрольные вопросы и без страха работают с более творческими заданиями. Ну, а самое главное, наши дети становятся более уверенными исследователями в области естественных наук.

Фронтальный эксперимент способствует формированию метапредметных УУД:

  1. Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
  2. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
  3. Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Фронтальный учебный эксперимент я применяю на уроках в 7, 8, 9 классах, где использую программу учебного курса физики для общеобразовательных учреждений, «Физика 7-9» Автор – Е.М. Гутник, А.В. Перышкин и учебник А.В.Перышкина «Физика».

Примерами формирования метапредметных УУД на уроках физики в классе могут быть следующие фронтальные экспериментальные задания:

7 класс.

Цель: мотивация учения, развитие интереса к физике, формирование положительного отношения к процессу познания, выдвижение гипотезы и ее обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы творческого и поискового характера.

Задание №1

Тема: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Этап урока: усвоение новых знаний.

Форма выполнения задания: индивидуальная и работа в парах.

Оборудование: стакан с водой, алюминиевая фольга.

  • Продемонстрируйте действие воды на фольгу, если ее положить на воду, сделать из нее кораблик, свернуть в плотный шарик. Что происходит и почему?

Задание №2

7 класс. Тема «Давление. Способы уменьшения и увеличения давления» Этап урока: Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Цель: постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Форма выполнения задания: индивидуальная и работа в парах.

Оборудование: ученическая ручка без колпачка

  • Зажмите ученическую ручку, поставленную перпендикулярно ладоням. Что вы чувствуете? Прикладываете ли вы одинаковую силу ладонями или разную? Тогда почему одну ладонь вам больно, а другую нет?

Задание №3

7 класс. Тема «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге»

Этап урока: усвоение новых знаний. Цель: развитие умения анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии.

Форма выполнения задания: индивидуальная и коллективная.

Оборудование: ученическая сумка, палка, линейка, карандаш, разновесы.

  • Как расположить палку, на которой висит сумка так, чтобы сила давления была наименьшей? Но прежде вы должны рассмотреть теоретические вопросы: 1. Определение рычага 2. Основные составляющие конструкции рычага.
  • Из карандаша и линейки сделайте качели и уравновесьте их с помощью гирь 5г и 10 г. За счет чего вы уравновесили рычаг? Сравните силы, приложенные к рычагу и их плечи.

Задание №4 7 класс. Тема «Барометр-анероид. Манометры» Этап урока: усвоение новых знаний.

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности, прислушиваться к аргументам других участников и учитывать их в своей позиции, работа с информацией; работа с учебными моделями.

Форма выполнения задания: групповая.

Оборудование: металлический манометр, барометр - анероид, жидкостный манометр, вода.

  • Работа с учебником, учебными сайтами, учебной литературой. Подготовьте сообщение по теме «Устройство и принцип действия прибора». Учащимся отводится 15 минут и 5-7 минут на то, чтобы выступить перед своими одноклассниками. Учитель предупреждает, что может вызвать любого ученика из данной группы и как опыт показал, учащиеся начинают выяснять более сложные вопросы совместно.

Часто после таких уроков я провожу пятиминутные проверочные работы как письменно, так и устно, уровень обученности составляет 100%, качество выше на 20-30%.

В заключении хочу отметить, применение фронтальных экспериментальных заданий не претендует на абсолютную новизну, но часто достаточно осознать уже сделанное с новых позиций. И фронтальный эксперимент на уроках физики как ничто другое дает возможность научить ученика учиться.

Категория: Физика
01.04.2018 13:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!