СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование ИКТ – компетентности у младшего школьника в условиях реализации ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировка стандарта указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучение сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Считается приоритетным активное включение формирование ИКТ–компетентности.

Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живём в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны «переваривать» гигантские потоки информации.

Это накладывает определенные обязательства на учителя, который должен формировать ИКТ-компетентность младших школьников. Как указывает С.А. Зайцева, «только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих» [Зайцева, с. 110]

На сегодняшний день существует достаточное количество способов формирования ИКТ-компетентности школьников, среди которых особо стоит выделить использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми понимают учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий. Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:

-по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

-по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

-по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

-по составляющим входящего ресурса – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно- измерительные материалы;

-по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;

-по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.

Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках в начальной школе.

  1. Уроки с мультимедийной поддержкой.
  2. Работа с интерактивной доской
  3. Работа в виде участия в сетевых проектах

Важное место в подготовке к итоговым контрольным работам (ВПР) занимает система домашних заданий.

Домашние занятия обучающихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки.

Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Чтобы положительные стороны домашних заданий могли быстро себя проявлять, надо научиться грамотно их использовать в своей работе.

Наши ученики - это новое поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Эти дети родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как естественное качество жизни – и они привыкли быть в сети. Новое поколение обращается с фотографиями, видео и звуками так же, как и с текстом. При этом они способны работать с множеством источников одновременно.

Для того чтобы увлечь детей, сделать выполнение домашних заданий и подготовку к всероссийским контрольным работам интересным занятием, нужно идти в ногу с нашими современными детьми.

Поисковая система Гугл предлагает своим пользователям множество разнообразных сервисов.

Служба Google Docs (Документы Google)

Здесь вы сможете создать или экспортировать файлы из самых популярных офисных программ - Microsoft Office и OpenOffice. Речь идёт о текстовых документах, таблицах, презентация и даже рисунках. Всё выглядит, так как будто вы сидите в текстовом редакторе на вашем компьютере, отличие в том, что это интернет страница. Также на хранение можно загружать любые другие файлы. Всё это сортируется по категориям и даже есть предпросмотр. В общем, присутствует полная функциональность с гарантией безопасности, постоянным резервным копированием, доступом из любой точки мира. Но и это ещё не всё! Дело в том, что несколько человек могут работать с одним документом одновременно. Выглядит это очень забавно, строчки сами появляются в тексте или презентация как в сказке делается сама, даже есть чат, чтобы обсуждать процесс работы. Я думаю те, кому это нужно в работе, высоко оценят удобство и продуманность сервиса.

Школьникам предлагается информация на тематическом сайте, в виде google-документа (презентация), хранящаяся на файлообменнике. Выполняя задание, обучающиеся учатся отбирать информацию, представленную в явном и неявном виде в нескольких источниках.

Школьники считают, что нет ничего проще, чем найти информацию в Интернете. При этом они либо скачивают всю попавшуюся информацию, либо теряются в информационном море. Правильность поиска определяется умением использовать логические конструкции (и, или, не). Задание на поиск информации позволит определить насколько развит навык доступа и развить умение поиска информации. Управление информацией предполагает, прежде всего, умение структурировать ее.

Деятельность учащихся мы меняем с индивидуальной на совместную, это позволяют сделать Google Документы. Учащимся предоставляется возможность совместно и одновременно создавать определенный интернет-ресурс. Например, составить рассказ или создать презентацию на заданную тему.

В такой работе просматривается деятельностный подход в обучении, где центральная роль на уроке отводится ученику, а учитель становится лишь помощником.

Дети учатся работать командой: выслушивать мнения друг друга, обмениваться имеющейся информацией, приходить к общим выводам и решениям, работать по инструкции. Самые разные возможности и сервисы предоставляет социальная сеть Google: хранение и совместное редактирование документов, электронная почта, создание собственного блога или сайта… Содержание Google продуктов с каждым днем изменяется и обновляется.

Чаще всего я использую на своих уроках сервисы Google Диск, они легки и доступны в использовании младшими школьниками. (Таблица 1.)

Новое поколение – это будущие граждане информационного общества. Современное образование должно создать все условия для формирования умений XXI века.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2009
  2. Зайцева, С. А. Проблемы подготовки педа- гогических кадров: информатика в начальных классах [Текст] / С. А.Зайцева // Начальная шко- ла. – 1996. – № 3. – С. 110
  3. «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007
  4. «Формирование ИКТ-компетентности учителей через использование сетевых социальных сервисов», Короповская Вера Павловна, доцент каф. ЕМиПО Мурманского ИПКРОиК.
03.12.2017 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП