СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Щукина Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений, таких как

- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

- работать в группе и принимать решения;

- использовать новые технологии информационные и коммуникативные

Одной их существенных особенностей нового стандарта является его ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связана с понятием функциональной грамотности. Она понимается как способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать, хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего - текстовую) в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.

Система работы по формированию функциональной грамотности предусматривается в программах и учебниках по русскому языку, например:

В 5-6 классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;

- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока;

- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль.

Кроме того, задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю;

- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?;

- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;

- подробно изложи текст публицистического стиля;

- определи тип и стиль текстов.

В 8-9-ом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

Выделяется несколько основных индикаторов функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность (свободное владение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, понимать чужую речь, выражать свои мысли);
  • информационная грамотность (умение осуществлять поиск информации, извлекать ее из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять разными способами);
  • деятельностная грамотность (организационные умения и навыки: способность ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и т.д.)

Таким образом, сегодня в школьном курсе русского языка актуализируется направленность на достижение метапредметных результатов обучения. И в этом заключается новизна подхода, который определяется новым стандартом

На мой взгляд, в школе недостаточно внимания уделяется информационной грамотности. Ее подменяют такими понятиями как «компьютерная грамотность», медиаграмотность, «информационная компетентность», но их ни в коем случае нельзя путать.

Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Информационная культура (информационная грамотность) по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.

Информационная культура в широком смысле – это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее для решения теоретических и практических задач.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

По мнению ряда ученых [2], в частности О. Громовой, информационная грамотностьэто умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и для фиксации результатов; умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы; умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее; умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях; умение создавать свои источники информации; умение использовать современные технологии при работе с информацией

Трансформируя точки зрения исследователей, мы понимаем информационную грамотность при изучении гуманитарных дисциплин как важную составляющую функциональной грамотности учащихся. Считаем, что информационная грамотность предполагает знакомство с разными видами справочной литературы, теоретические знания работы со словарями, дополнительными печатными источниками, ресурсами Интернета, правила нахождения нужной информации, что обеспечивает постепенное развитие умения и навыка самостоятельно пользоваться справочной и дополнительной литературой на уроках гуманитарного цикла. Так, например, на уроках русского языка, литературы, мировой художественной культуры ученик, ощущая потребность в значимой информации, формулирует вопросы, определяет источники информации, разбирается в том, где факты, а где мнения, отбрасывая ненужные сведения. Ученик, оценивая процесс использования информации, достигнутые результаты, находит пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы, сотрудничая с другими в поиске и использовании информации, а затем делится результатами своей деятельности.

Формирование информационного компонента функциональной грамотности происходит по следующим этапам:

1 - определение первоначального уровня сформированности, работа по формированию информационной грамотности учащихся с помощью различных методов и способов.

Для определения первоначального уровня сформированности информационного компонента функциональной грамотности учащихся мы используем анкету самодиагностики. Представим вопросы анкеты, в которой необходимо напротив каждой цифры поставить балл от 1 до 5 (1 –низкий, 5- высокий):

1. Осознаю недостаток информации по предмету.

2. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из указанного источника.

3. Применяю дополнительные источники информации. 4. Использую правила нахождение информации.

4. Понимаю полученную информацию.

5. Понимаю выводы по определенному вопросу.

6. Осознаю, какой информацией по вопросу владею, какой – нет.

7. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из нескольких источников.

8. Умею приводить аргументы.

9. Использую полученную информацию в своей деятельности.

10. Осознаю свои проблемы в общении.

11. Соблюдаю способы преобразования информации.

12. Выбираю информационные источники, которые соответствуют цели моей работы.

В результате, общее количество баллов считается и определяется уровень первоначальной сформированности информационной грамотности учащихся: 11–33 – низкий, 34–44– средний, 45–55– высокий.

Работа по формированию информационной грамотности учащихся с помощью различных методов и способов: формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д. Например, при изучении темы «Фразеологизмы», «Этимология слов» учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов.

Очень интересный аспект информационной компетентности - вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. При изучении темы «Образные средства языка» учащимся даются тексты стихотворений разных поэтов, а перед выполнением работы задаётся стимул. Например: ты - член лингвистического кружка и составляешь для своих одноклассников памятку «Образные средства языка» или тебе предстоит написать сочинение-рассуждение по представленной в исходном тексте проблеме. Задача учащихся – подобрать примеры таких тропов и стилистических фигур, как метафора, сравнение, олицетворение, анафора, эпитет и т.д. Кроме того, через их анализ увидеть позицию автора данного текста. Ученикам необходимо сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.

На втором этапе формирования информационной грамотности необходима разнообразная работа во время урока и внеурочной деятельности.

Это может быть работа в следующих направлениях:

  • Работа со справочной литературой

- словари

- энциклопедии

- справочники;

  • Использование ИКТ

- мультимедийные презентации,

- электронные словари

- тесты и т.д.;

  • Составление схем, таблиц, алгоритмов;
  • Творческие задания

- создание классной или школьной газеты

- буклеты

- памятки

- подготовка публикаций

- создание интеллект- карты

- создание справочника, тезариуса и т.д.

  • Проектная деятельность, в том числе интегрированные проекты.

Большое значение имеют уроки по развитию культуры речи. На таких урокахнеобходимо учитывать практическую направленность урока, это может быть составление диалога: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.

Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ресторана, для ужина в семье, для приёма гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд. А для хорошего результата работы необходимо проработать различные справочные источники.

Интересна и полезна в качестве домашнего задания или «5-ти минутки «В мире интересного» работа, составленная по аналогии с заданиями олимпиады «ГРАМОТНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» (Ломоносовская школа в Западном округе Москвы). Олимпиада имеет номинации: а- школьная грамотность, б- способности в русском языке, в- функциональная грамотность. Например, задания: даны исторические термины. Используя их, составить рассказ или дана задача по математике, нужно оформитьусловие и решение её так, как если бы писали сочинение по русскому языку, или из предложенных слов составить сообщение на заданную тему и т.д.

Глагол «учиться» не случайно в русском языке имеет значение «учить себя». Учитель только тогда выполнит свою миссию, когда научит детей учиться.

Категория: Русский язык
07.11.2015 20:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!