СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной компетенции младших школьников средствами интерактивной доски.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Формировать у младших школьников информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатек цифровых образовательных ресурсов, авторских мультимедийных учебных пособий. Такие элементы социального опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через демонстрацию образцов и упражнения электронных интерактивных тренажеров. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. При использовании новых электронных средств обучения у учителя отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы обучающихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.

Соглашаясь с мнением И.В.Шалыгиной, высказанным в работе «Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий», можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок - это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения и компьютеров и компьютерных сетей (технического обеспечения учебного процесса). Новые электронные средства обучения выполняют традиционные дидактические функции, обогащая возможности традиционных средств обучения.

Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, – один из основных источников информации для младших школьников. При этом использование электронной энциклопедии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходах исторических битв, военных походах и сражениях и т.д. Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиалекции, интерактивные карты, схемы, таблица, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение учебного материала занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность младших школьников на уроке.

Использование интерактивных методов обучения в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках.

Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:

  • поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и обучаемыми;
  • доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  • доступом к информационным библиотекам;
  • доступом к информационным ресурсам периодической печати;
  • обменом управленческой информацией внутри системы обучения.

Компьютерные технологии, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию младших школьников, который:

  • базируется на широком общении, сближении, свободном обмене мнениями;
  • имеет в своей основе реальные исследовательские методы;
  • базируется на широких контактах с культурой других народов;
  • естественным образом инициирует развитие гуманитарного образования;
  • способствует приобретению и обучающимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологиями.

В то же время, любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования.

На базе телекоммуникационных и информационных технологий возможно применение различных педагогических средств деятельности, развивающих, в том числе, и коммуникативные навыки учащихся.

1. Компьютер как ТСО

В данном случае компьютер выступает в роли помощника, который организует и мотивирует коммуникативную деятельность младших школьников. Существуют различные программы («Незнайкина грамота», «Вундеркинд», «Дракоша» и др.), помогающие в этом. Использование этих программ делает значимым все, что изучается на уроке. Использование различных электронных и Интернет ресурсов позволит привлекать на уроке огромное количество дополнительной информации, как учителем, так и самими обучающимися.

2. Работа с мультимедийными программами (электронными учебниками)

Это еще одно из направлений использования телекоммуникаций на уроках. Наиболее эффективной эта работа может быть на этапах сообщения нового материала и его закрепления. На заключительном этапе развития того или иного коммуникативного навыка использование этих программ можно свести к мотивационной поддержке коммуникативного процесса. На сегодняшний день одним из известных производителей мультимедийных образовательных программ является компания “Кирилл и Мефодий”.

3. Использование материалов сетевых проектов на уроках

В настоящее время в сети Интернет проходит огромное количество дистанционных образовательных проектов, конкурсов, олимпиад. Все они, так или иначе, основаны на программном материале, изучаемом в школе. Если материал проекта соответствует теме урока, то почему не сделать традиционное изучение этой темы в высшей степени увлекательным, азартным, полезным не только обучающемуся, но и учителю. Ведь учитель приобретает и новые информационные материалы, и новый методический опыт. Специфика сетевых образовательных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания.

Не менее интересна и перспективна в плане использования проектного материала и организация собственных телекоммуникационных проектов. Такая организация требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и обучающихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность:

  • повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • сформировать интеллектуальные умения обучающихся;
  • естественным образом сформировать у обучающихся навыки и умения работы с различным материалом;
  • получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося.

4. Интерактивная доска

Использование на уроке проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска.

Интерактивный [англ. interactive взаимодействующий] — 1) относящийся к взаимодействию с компьютером, к диалогу «человек — машина», позволяющий осуществлять такое взаимодействие, и режим — диалоговый режим — режим взаимодействия пользователя с исполняемой программой или вычислительной системой, при котором пользователь управляет программой во время ее работы; 2) диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации, напр. интерактивная телепередача, интерактивный опрос.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Это устройство позволяет учителю объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию, проецировать графические карты, физические и химические опыты, математические задачи, биологические макеты и др. Учитель с помощью компьютерной указки может писать на этой панели задания, проводить контрольные работы, рисовать исторические и географические карты. При этом интерактивная доска может самостоятельно "рассказывать" тему урока с помощью специальной программы.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Работа с интерактивной доской сочетает в себе уникальную возможность компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью учитель можете работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся.

Используя интерактивную доску, учитель можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Сохранение заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки, осуществить мониторинговые исследования.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Внедрение в школах так называемых «интерактивных досок» позитивно скажется на учебном процессе, поскольку это ноу-хау создаст дополнительные удобства учителям и вызовет интерес у учеников. Интерактивная доска в школе может быть очень полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме.

Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.

Использование интерактивных методов обучения в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках.

Первое, что наверняка заинтересует любого учителя, - это новые возможности по подготовке к уроку, - в частности, по разработке собственных учебных материалов. Как правило, речь при этом идет о подготовке некоторого набора иллюстративных графических, фото-, либо видеоматериалов по основной теме урока или же носящих дополнительный, развивающий характер. Основной формой представления таких материалов для демонстрации классу является презентация, состоящая из набора слайдов (содержащих только иллюстративный материал, либо иллюстрации, дополненные текстовыми пояснениями, и демонстрируемых поочередно один за другим или, реже, в произвольном порядке по выбору учителя). Основным инструментом для создания таких презентаций обычно является программа Microsoft PowerPoint.

Однако для того, чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте поставки досок стандартного программного обеспечения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Результаты исследования, проведенного в Европе показали, что использование на уроках цифровых ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию школьников, интерактивные доски помогают улучшить успеваемость.

МОСКВА, РОССИЯ - 14 июня 2007 г. - компания SMART Technologies Inc. объявила, что, согласно докладу европейской ассоциации European Schoolnet о влиянии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на успеваемость, использование интерактивных досок помогает улучшить результаты учащихся, особенно по английскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам. В докладе был обобщен опыт 17 исследований по ИКТ, проведенных в Великобритании и других европейских государствах с 2002 по 2006 годы. Были сделаны следующие выводы: интерактивные доски помогают сделать особенно эффективным обучение английскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам; цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках; наконец, использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках.

В основу доклада легли результаты исследований, проведенных в Великобритании. Согласно им использование интерактивных досок ускоряет учебный процесс, благодаря более тесному взаимодействию между преподавателем и учениками. Повышается эффективность обратной связи, так как учитель больше обращен к классу в целом, нежели к отдельным ученикам. Кроме того, большинство британских преподавателей стали более свободно использовать ИКТ после работы с интерактивной доской. В целом «Доклад о значении ИКТ: обзор исследований на тему влияния ИКТ на учебный процесс в школах Европы» показал, что в школах, где активно используются ИКТ, успеваемость сравнительно выше. 86% преподавателей в Европе считают, что ученики более внимательны и мотивированы, если в классе используются компьютеры и Интернет. Вместе с тем, согласно докладу, не стоит ожидать немедленных результатов, начиная использовать ИКТ в обучении. На раннем этапе внедрения технологии может сложиться впечатление, что результаты не окупают стоимость, однако впоследствии, по словам авторов, «эффективность ее использования неожиданно повышается, а ценность ее становится очевидна».

29.08.2016 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!