СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных ууд

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента Учебных Универсальных Действий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В условиях модернизации образования учителя должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость, и всегда есть возможность, встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Каждый раз, намечая какую-либо групповую работу, я прохожу определённый технологический процесс, который складывается из определённых элементов: Проиллюстрирую это кратко на примере урока окружающего мира по теме «Свойства воды». Класс разбивается на группы по 6 человек.

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. В начале введения правил, их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Эти правила я ввожу уже на первых уроках «Введение в школьную жизнь».

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу. Как только правила установлены, начинается 1 этап:

1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача памяток с планом наблюдений и материала для проведения наблюдений).

2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе (Решают, как быстрее выполнить наблюдения: все вместе отвечают на каждый вопрос или распределят вопросы между всеми участниками группы.) Вот здесь и начинают формироваться такие УУД, как умение договариваться, принимать точку зрения другого, распределение обязанностей внутри группы. Формируются такие УУД: способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов), взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания. Какие УУД формируются на данном этапе?

УУД: умение по результатам работы группы выработать общее мнение; умение описывать, объяснять, доказывать убеждать. умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах всему классу, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

УУД: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение оценить свою работу и свой вклад в общее дело.

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы - зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. (Слайд № 1).

На уроке литературного чтения, после определения жанра произведения, дети составляют в программе «Перволого» обложку книги. Далее идёт проверка. Идёт развитие таких УУД: умение распределять функции в группе, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, распределять функции в группе. Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме. Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик — исполнитель — должен выполнять это задание, а другой — контролёр — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем - становится контролёром, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: УУД: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. В силу этого выполнение функций контролёра по отношению к другому ученику есть одновременно этап формирования внутреннего контроля самого себя.

10.01.2017 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!