СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование культуры личности школьника
как этап становления самосознания учащихся.
Современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений, полагая, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью. Однако какими бы ни были мнения об уровне нравственной культуры современного общества, его движущей силой всегда оставалось и остается подрастающее поколение.
Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.
Человек, как субъект, должен обладать нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Школьные годы – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности. Это сенситивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей.
Первоначально формирование культурной личности закладывается в семье. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Дети, как губки впитывают отношение между членами семьи, их общение, отношение к окружающим людям. В дошкольном возрасте дети понимают, что хорошо, а что плохо, это можно делать или нельзя.
Однако с поступлением ребенка в школу его самосознание приобретает новый уровень, проявляется как внутренняя позиция. Ученик начинает самоопределяться как субъект учебной деятельности, у него формируется Я-образ - результат осознание глубинной сущности человека, что позволяет отличить себя от других людей (успешно или не успешно учится, меня хвалят или наказывают, со мной хотят или не хотят дружить). В младшем школьном возрасте значительно расширяется сфера социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на ее первичную Я концепцию - совокупность установок относительно себя.
Школа способствует самостоятельности ученика, его эмансипации от влияния родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего (физического и социального) мира. Действия школьника, по сравнению с действиями дошкольника приобретают гораздо важное для него значение, поскольку он уже вынужден сам отвечать за себя. В младшем школьном возрасте уже оценивают интеллектуальные, социальные и физические возможности ребенка. Школа становится источником впечатлений, на основе которых начинается развитие самооценки ребенка. Здесь ее достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно фиксируются и становятся публичными. Это ставит перед необходимостью принять дух оценочного подхода.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным нормам и правилам. У детей наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища или литературного героя, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил.
Поэтому в первую очередь при формировании нравственной культуры личности младших школьников следует учитывать их возрастные и психологические особенности.
В период 6–10 лет закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя.
По мнению Л. Выготского, именно в младшем школьном возрасте начинает складываться самооценка ребенка, которая опосредует его отношение к себе, интегрирует опыт ее деятельности и общения с другими людьми. Это важнейшее свойством личности, обеспечивает контроль за собственной деятельностью с точки зрения нормативных критериев, организацию своего поведения согласно социальным нормам. Самооценка отражает не только знания ученика о результатах учебных достижений, его представления о собственных возможностях в учебной деятельности, но и отношение к себе как к исполнителю требований учителя, родителей, как к носителю новых личностных качеств (старательность, настойчивость, аккуратность, сообразительность и др.). Ученики младших классов прежде осознают и оценивают в себе качества, которые характеризуют их как школьников. Самооценка детей особенно зависит от оценки их деятельности и поведения взрослыми (родителями, учителями). Школьник будто смотрит на себя глазами взрослого, признает его авторитет, неоспоримо принимает его оценки. Для формирования отношения к своему Я ребенку необходимы внешняя информация о себе, внимание к себе тех, кто его окружает. Поэтому она стремится привлечь к себе внимание иногда удивительными (с точки зрения взрослого) способами, конфликтуя со сверстниками, нарушая дисциплину на уроках.
В процессе формирования у учащихся начальных классов правильного самосознания важно учитывать, что лучше всего дети узнают себя в деятельности, которую выполняют. А для правильного понимания себя, постижение источников своего успеха в учебе им необходимо научиться видеть себя со стороны. Поэтому уже в младших классах рекомендуется направлять внимание детей на то, как они работают, достаточно старательны и дисциплинированы, не тратят свое время, целесообразные приемы используют для достижения успеху.
На формирование правильного самосознания влияет также совместная деятельность, что позволяет ученику почувствовать себя участником общественно полезного труда, сравнивать результаты своих стараний с успехами других, осознать свой вклад в общее дело. Работая в коллективе, школьник видит и понимает, на что он способен, осмысливает не только последствия своего труда, но и себя в ней. Совместная деятельность формирует у ребенка представление о себе среди других.
Работа по формированию нравственной культуры личности младшего школьника носит «пронизывающий» характер – присутствует во всех видах учебной, воспитательной и внеклассной деятельности, когда взрослые, и в особенности педагог, обращают внимание на нравственные стороны объектов, с которыми учащиеся взаимодействуют. Формирование нравственности культуры личности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.
Факторами становления опыта нравственного поведения ребенка являются и семья, и среда его развития, и учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.
Школа – одно из основных условий формирования нравственной культуры. Несомненно, основы морали закладываются в семье, но школа предоставляет уникальные возможности для систематичного и целенаправленного воздействия на личность.
Педагоги выделили частные направления по формированию культуры младшего школьника:
· Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.
· Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).
· Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Учитывая эти три главных направления в воспитательной работе, для целостного формирования нравственной культуры личности следует уделять внимание формированию следующих видов нравственных отношений:
- К людям и обществу:
Прививая положительные отношения к людям и обществу, мы воспитываем активную социальную позицию личности, ориентируем детей в социальной жизни, обогащаем их нравственно-общественный опыт. В этом воспитательном процессе формируются уважительные отношения к окружающим людям, привязанность к семье, школе. Также формируются представления о явлениях общественной жизни, помогающие ориентироваться в ней, правильно понимать и оценивать происходящие события.
- К Родине:
В процессе освоения положительных отношений к Родине у детей формируются нравственные качества гражданина: любовь к Отечеству, забота о его благе, преданность своему народу, мы побуждаем детей анализировать, оценивать явления, события, поступки людей, соотносить их с собственными отношениями и поступками.
- К труду:
Роль труда велика в нравственном развитии детей, прежде всего в воспитании привычки заботиться о других. В процессе трудовой деятельности происходит интенсивная социализация детей, а также развиваются их индивидуальные качества.
- К самому себе:
Школьник осмысляет себя, свои связи с миром, такие, как «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество», «Я и мои близкие», «Я и природа».
Формы по выработке этих отношений у школьников могут быть самыми разнообразными, даже интегрированными: общественные праздники, экскурсии по памятным историческим местам, экскурсии в природу, поэтические конкурсы, устные журналы, путешествия и т.д.
Осознание педагогами значимости каждодневных позитивных эмоциональных состояний для становления нравственной сферы растущего человека и создание возможностей для таких переживаний – необходимое условие обеспечения системности в процессе формирования нравственных отношений школьников.
Воздействие, оказываемое в процессе нравственного воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.
Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы.
Недостаточное внимание к развитию чувственно-эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте, согласно В.А. Сухомлинскому, может привести к «эмоциональной толстокожести».
Учитывая это условие, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются:
- творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», «Зазвонил телефон», «Помиримся» и др.);
- чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);
- решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);
- различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя», «Праздник семьи») и множество других интересных форм.
Таким образом, работа в аспекте формирования культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа проводится педагогом систематично и целенаправленно. В этих целях им продумана и организовывается на практике система воспитательных дел, включающая беседы, КТД, классные часы, праздники, уроки нравственности, чтение литературных произведений, особенно сказок, игры, выход в театр, музей, на выставки и другие.
В подростковом возрасте для детей наиболее значимым становится круг сверстников. И здесь формирование культуры личности во многом зависит от окружения. Но педагог, в частности классный руководитель, должен построить свою работу с учащимися подросткового возраста на равных доверительных отношениях. Педагог – старший друг. В подростковом возрасте жизнь детей меняется коренным образом: дети вынуждены быть более самостоятельными, ответственными, должны уметь управлять собой, своими эмоциями и поведением. В жизни подростка возникают новые проблемы, которых не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему со стороны взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. И здесь педагог – старший друг должен помочь сплотиться детям в классе, стать им одной большой семьёй, члены которой готовы протянуть руку помощи, вместе обдумать и найти выход из проблемной ситуации, совместно организовывать выходы в театр, на выставку, организовывать и проводить КТД, классные часы.
Так как задача современного воспитания заключается в том, чтобы человек сам к себе предъявлял требования, сам себе ставил социально – значимые задачи, при этом развивался как неповторимая индивидуальность. Следовательно, основная цель каждого педагога – это обеспечит каждому школьнику базовое образование и культуру, как основу жизненного самоопределения (формировать способность личности к культурной самореализации и самореабилитации на основе гуманизации воспитания и образования.
© 2015, Курмахина Татьяна Александровна 8062