СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура создает личность, и чем ее больше,

тем личность значительней.

Для культуры нужны знания, но и сама

 ученость будет грубовата, если будет не отшлифована.

Изящными должны быть не только мысли,

 но и желания, и особенно–здоровье.

                                                                                                       

Грасиан –Моралес Бальтасар

 

Существует более 300 определений здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Но для того, чтобы сохранить здоровье человека необходимо объединить усилия, окружающих, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И. И. Соковня-Семенова определяет здоровье человека как «его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.).

Если иметь в виду систему «человек-общество-природа», понятие «здоровье станет значительно шире, ибо общественная жизнь, культурное развитие влияют на образ жизни, а значит и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья.

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения стоит особенно остро. Известно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% - от окружающей среды, на 10% - от состояния здравоохранения и на 50% -от  образа жизни.

Решаемой в проекте проблемы доказывает обращение Президента Российской Федерации к Федеральному собранию от 05.11.2008 г.

По данным Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков за последние 5 лет, уровень первичной заболеваемости детей вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%.

Настала необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процессе формирования у обучающихся устойчивых стереотипов культуры здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни.

Каждый исторический период развития общества определен культурными рамками и своими ценностями. Единственным, стабильным показателем было и остается здоровье человека. Формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Общественная жизнь, культурное развитие общества влияют на образ жизни, а значит и на здоровье.

Следовательно, здоровье человека в наибольшей степени зависит от образа жизни. В основе образа жизни лежат принципы поведения, которым следует индивид. Формируется здоровый образ жизни на принципах единства индивидуального и общего, единства организма и среды – биологической и социальной. Поэтому формирование здоровья нужно начинать с воспитания мотивации здоровья и здорового образа жизни, ибо эта мотивация является системообразующей основой поведения. Никакие наказания, пожелания, приказы не заставят человека вести здоровый образ жизни, если им не будет управлять осознанная мотивация здоровья.

Решающим аспектом формирования осознанной, основанной на знаниях и убеждениях мотивации закаливания, привычки постоянно заботиться о своем здоровье, привитие навыков организации режима повседневной физической активности является физическая культура.

Ценности физической культуры, в том числе материальные, эстетические, духовные, социальные являются одними из ведущих в здоровом образе жизни, поскольку носят ярко выраженный активный, деятельностный характер. Обеспечение единства и сопряженности биологического и социального развития определяет роль физической культуры в формировании культуры здоровья личности с помощью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Решающим аспектом физического воспитания является целенаправленное формирование осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации физической закалки, устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье; привитие навыков организации режима повседневной физической активности. Культура отношения к своему здоровью и уровню физических кондиций как составная часть культуры здоровья личности определяет очень многое в ее социальном и нравственном статусе. Подлинная культура физической активности упорядочивает поведение человека, воспитывает чувство ответственности, организует и дисциплинирует личность. В этом смысле систематическая физическая активность является основой культуры здоровья личности, ее базовым компонентом.

Несмотря на отмеченную значимость физической культуры при формировании культуры здоровья личности, современная система образования не использует в полной мере ее потенциал в процессе оздоровления населения, что обусловлено рядом причин. Одной из таких причин являются: отсутствие интеграции общего и физкультурного образования, недостаточное использование межпредметных связей в процессе изучения знаний о здоровье человека, слабая мотивация на здоровый образ жизни участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов, которые сами должны быть образцами культуры здоровья и на личном примере делать ее достоянием своих учеников.

Таким образом, системный подход к культуре здоровья позволяет считать физическую культуру системообразующим фактором здорового образа жизни, являющегося фундаментом индивидуального здоровья человека, процесса самосовершенствования и самореализации личности.

Рассматривая взаимосвязь культуры здоровья с различными компонентами физической культуры и видами физкультурно-спортивной деятельности, следует отметить наиболее гармоничную взаимосвязь в сфере оздоровительной физической культуры и массового спорта и противоречивость этих связей в сфере спорта высших достижений.

Однако при всей очевидной значимости физической культуры для формирования культуры здоровья личности остается нерешенной проблема содержательного и процессуального наполнения культуры здоровья личности, методов и принципов ее формирования в образовательной системе физического воспитания

Многовековой опыт человечества, подтвержденный многочисленными исследованиями, позволяет утверждать, что с помощью регулярной физической нагрузки можно улучшить состояние здоровья и сохранить его на протяжении длительного времени на высоком уровне. Физические упражнения способствуют задержке процессов старения в органах и системах организма на 15-20 лет.

Умеренная физическая нагрузка снижает кровяное давление, уменьшает число сердечных сокращений и таким образом уменьшает нагрузку на сердце и кровеносные сосуды. Если учесть, что при этом еще снижается уровень холестерина и разжижается кровь, то значение оптимальной двигательной активности в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний огромно. Такие заболевания по распространенности и числу смертельных исходов занимают первое место в развитых странах мира, включая Россию.

Физические упражнения устраняют нервное напряжение, беспокойство и раздражительность. Это один из наиболее эффективных способов борьбы с особенностями современной жизни: депрессией, бессонницей, головной болью и другими симптомами.

Физическая нагрузка благоприятно влияет на иммунную систему, осуществляющую защиту организма от инфекционных и многих других заболеваний. Этот эффект в большей степени проявляется при занятиях на открытом воздухе, когда действие физических упражнений сочетается с закаливанием.

При выполнении физических упражнений на свежем воздухе происходит хорошая вентиляция легких и устранение и них застойных явлений, что обеспечивает профилактику заболеваний органов дыхания.

Физическое совершенствование  подростков и двигательная активность, укрепление их здоровья имеют огромное значение для их полноценного воспитания, профилактики различных заболеваний.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических), которые оказывают влияние на здоровье студентов, важное место занимает степень упорядоченности режима дня: правильное чередование различных видов деятельности и отдыха, гигиеническая полноценность (продолжительность и глубина) ночного сна, рациональное питание.

Главным в организации рационального режима дня является правильное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, а также здоровое питание.

Организация здорового питания необходима прежде всего для предотвращения заболевания органов пищеварения, от которых зависит и состояние здоровья всего организма.

Рациональный режим предусматривает отказ от употребления наркотиков (табака, алкоголя и др.). Их отрицательное воздействие на организм как взрослых, так и детей доказано многочисленными исследованиями. Курильщики значительно чаще, чем некурящие страдают заболеваниями дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.

 

Категория: Физкультура
24.02.2015 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!