СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Целью моей работы было изучение особенностей грамматического строя речи дошкольников с тяжелым нарушением речи, а затем в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием упражнений и игр формировать и развивать его.речь Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ТНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. По развитию лексико-грамматических средств языка:я использую методики: Жуковой Н.С., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Филичевой Т.Б., Тумаковой, которые разработаны с учётом программы коррекционного обучения детей с ТНР в соответствии с принципами:
Лексический материал я подбираю по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течении всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.
1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
3. Учить строить предложения разной структуры:
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
- однокоренные слова; - существительные с суффиксами; - глаголы с приставками; - прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
Составные части логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий
I. Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
Копилка игровых упражнений
1. Развитие ассоциаций.
Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
3. Найди лишний предмет.
4. Назови лишнее слово.
5. Назови одним словом.
6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
7. Назови части.
8. Отгадай предмет по названию его частей.
9. Объясни, что общего у предметов.
10. Скажи наоборот.
11. На что похоже.
12. Закончи предложение.
13. Кто что умеет делать.
14. Составление загадок – описания по определённому плану.
II. Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
Содержание первого этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
2. Глаголы.
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
3. Прилагательные.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание второго этапа логопедической работы.
1. Существительные.
образование: а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница), в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
2. Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
3. Прилагательные
Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование названий профессий
2. Глаголы.
Глаголы пространственного занчения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
3. Прилагательные
Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; в) качественных пилагательных с суффиксоми -оват-, -еньк.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
IV. Работа по формированию словоизменения
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
1. Существительные.
2. Глаголы.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
1. Существительные.
2. Глаголы.
3. Прилагательные.
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
© 2015, Гильфанова Зульфия Равильевна 6583