СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков беглого, осознанного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков беглого, осознанного чтения.

Автор: Артемьева Оксана Ивановна

Место работы: МОУ СОШ 32

Должность: учитель начальных классов

Перемены, происходящие в системе образования, требуют создания возможностей самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, поэтому научить детей правильному, беглому и осознанному чтению становится одной из главных задач начального обучения. Навык чтения – это фундамент всего образования.

В современном обществе умение читать не сводится к овладению техникой чтения. Понятие грамотности чтения включает в себя полноту понимания, способность размышлять о содержании текста и переносить его в сферу личного сознания, а также использовать в разных ситуациях деятельности и общения.

Понимая значимость совершенствования навыков чтения необходимо искать пути повышения качества обучения на этих уроках. Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Звуковой метод, предложенный К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил существовавший до этого буквослагательный метод.

На сегодняшний день существует опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области и создавших эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения.

Приведем примеры некоторых упражнений:

  1. Чтение блоков.
  2. Этап направлен на тренировку речевого аппарата. Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

А) Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

Б) Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

В) Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Г) Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием)

2. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками.

Другой подход к совершенствованию чтения направлен на овладение ими навыков понимания информации:

1. Работа в группе. Первый вариант читает отрывок, а второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот.

2. «Чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.

3. Самостоятельная постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем вспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю)

По классификации Б. Блума выделяется шесть типов вопросов:

  • Простые вопросы. Нужно назвать факты, вспомнить, воспроизвести информацию.
  • Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…»
  • Объясняющие вопросы. Начинаются со слова «почему?»
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы».
  • Оценочные вопросы. «Чем один герой отличается от другого?»
  • Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?»

Классификация помогает научить детей задавать вопросы к тексту.

Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения способствующие формированию навыков осознанного чтения, начиная с самых простых и постепенно усложняя их.

Список литературы

1.Андрюхова Л.А. Уроки развития речи в начальной школе. – М., 2003.

16.07.2016 11:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!