СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка беглого, осознанного и выразительного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. Исходя из этого, проблема осознанности чтения представляется одной из актуальных, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Эта проблема заинтересовала наш педагогический коллектив, и мы решили провести исследовательскую работу по теме « Формирование беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования».

Нами была проведена проверка осознанности чтения. В проверке принимали участие учащиеся 2-4 классов. Всего 319 уч.

В параллели вторых классов из 118 человек приняли участие 114 учащихся, высокий уровень осознанности показали 36 чел, что составило 31% качества, средним уровнем осознанности владеет 49 уч-ся, это 42% качества, и низкий уровень осознанности 29 уч-ся, что составило 25 %. Общий % качества 76

В параллели третьих классов из 93 учащихся высокий уровень показали 19 человек, что составило 20% качества, средний уровень сформированной осознанного чтения у 38 учащихся, это 41% качества, низкий уровень 36 чел, что составило 39%. Общий % качества 61

В параллели 4 классов из 112 учащихся приняли 110. С высоким уровнем осознанности 41 чел. Что составило 37% качества, средний уровень 40 учащихся, 37% качества, и с низким уровнем 29 учеников, 26%. Общий % качества 73.

После анализа проеденной проверки осознанности чтения, мы определили пути решения данной проблемы

-Изучить психологическую, педагогическую литературу по проблеме исследования;

- В практической деятельности внедрить в систему эффективные упражнения для формирования беглого, осознанного и выразительного навыка чтения у младших школьников.

Опыт формирования навыков чтения

в начальных классах.

Некоторые рекомендации, описанные в данной работе, давно известны. Другие отличаются новизной. Но мы не проводили деление на старое и новое. Для нас безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Работа над сознательностью чтения

Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.

Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения. Для развития осознанного чтения проводятся следующие формы работы:

-беседа по прочитанному, работа над планом прочитанного произведения; различные виды словарной работы, творческий пересказ, работа над деформированными текстами и неоконченными рассказами.

Выразительность чтения

Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить, выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова. Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи: сила голоса (громко – тихо);темп чтения; тембр чтения; паузы; логическое ударение; повышение или понижение интонации.

Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения

- дыхательная гимнастика: тренировка речевого аппарата, отработка дикции и темпа чтения: интонационная разминка.

Правильность чтения

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Причины ошибочного чтения - малое поле зрения при чтении, неразвитость не достаточная гибкость артикуляционного аппарата, нехватка дыхания, незнание орфоэпических норм, незнание лексического значения слова, « догадка», вызванная субъективным типом чтения.

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.

Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2) Предупреждение ошибок чтения: подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком). Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.

Беглость чтения

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Упражнения для развития навыка беглого чтения:

-слуховые и зрительные диктанты; списывание текста; диктанты по памяти.

-игры на развитие кратковременной памяти, « Кто самый внимательный», « Разведчики», « Найди слова», «Найди меня»,

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов, чтение зашумленных слов, чтение с решеткой, упражнение фотоглаз, чтение пирамидок слов и слогов

- чтение на развитие умения антиципации памяти, упражнения направленные на формирование устойчивого внимания (таблицы Шульте)

- упражнения на пополнение словарного запаса ученика при работе с текстом,

- упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтение блоками (« Буксир» « Молния» « Спринт») и т.д.

Заключение

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

01.04.2015 18:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!