СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение читать - главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение (математике, биологии, истории) ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс.

Обучение чтению — что это такое? С профессиональной точки зрения ответ однозначен — это массовое обучение и самообучение людей любого возраста индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности, общаясь на языке книги сначала с возможно более широким, а затем с избранным кругом себе подобных и «присваивая» в процессе обучения уже накопленный ими опыт, творить самих себя. А поскольку чтение — деятельность речевая, то в ней всегда участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Эту простую истину надо непременно понять и принять, так как пренебрежение ею (по невниманию, по незнанию или умышленное) чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников — равнодушием или явным нежеланием обучаться «читать — мыслить, читать — чувствовать, читать — жить».

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Особое место в системе обучения занимает вопрос внедрения новых педагогических технологий, призванных изменить отношения между участниками педагогического процесса – учителем и учеником, в пользу большей активности и самостоятельности последнего. Вся работа направлена на раскрепощение мыслей ребенка и создание на уроке атмосферы свободной для творчества. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Мое внимание привлекла идея, ставящая целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка. Одним из основополагающих методов здесь является педагогическая мастерская.

В последние годы этот метод используется во многих школах, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную. В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения, незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Существует несколько разновидностей этой формы работы: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Последняя особенно ценна для учителя, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное. На занятиях в мастерской ребята учатся создавать свои тексты. Они рождаются в результате взаимодействия особого эмоционального настроя и реальности слов, которые мы подбираем, над которыми мы работаем, следуя различным целям, слов, имеющих собственную жизнь и множество значений. “Игра” со словом – один из важных этапов мастерской: составление синонимических, антонимических, ассоциативных рядов позволяет значительно расширить словарный запас, используя опыт товарищей и свой собственный. Использование метода образного видения позволяет соотнести каждое слово с чувством, которое оно вызывает, учит создавать образы, мыслить метафорически.

Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики. А мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса. Сначала – “индуктор”, начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это задание чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное. Это так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная мастером. В мастерской работают коллективно, наглядно, на практике. В мастерской всегда что-то недосказано, в ней нет подражания. Девиз мастерской: Все способны творить!

Ещё хотелось бы отметить, что очень важную роль при обучении детей чтению играет и дифференцированная работа. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например: - прочитай текст; - подчеркни (отметь) непонятные слова; - отметь трудные для чтения слова; - прочитай и расставь ударения; - выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок; - прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения; - отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте); - сосчитай, сколько раз встречается прямая речь; - прочитай выразительно прямую речь; - выдели красивые слова и выражения; - какие синонимы использует автор к слову…; - из слов, данных на карточке, выбери те, которые в тексте не употреблялись; Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. - подбери однокоренные слова к заголовку рассказа; - на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова; - на карточке предложена часть текста – измени время повествования, прочитай текст со своими изменениями; - на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения; составь из них текст; - на доске помещена часть текста – найди лишнее предложение, проверь по книге; - на карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено – догадайся, какое и где, сверь по книге; - подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы, прочитай выразительно; - прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения. Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например: - почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т. п.)? - какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами? - прочитай рассказ в лицах; - какими средствами автор передаёт своё отношение к герою? - прочитай отрывок, который помещён на карточке; определи, к какой части композиции он относится, почему? - сконцентрируй внимание на середине строки; попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т. д - почему текст так называется? Докажи; - какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте? - подготовь сценарий данного текста; - выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку; докажи, почему именно так она должна выглядеть. Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей

Одна из новых технологий проведения уроков чтения – «модульное обучение» В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно сформировать у детей самостоятельную деятельность: - самоанализ, самоцелеполагание; - самопланирование, самоорганизация; - самоконтроль и оценка, саморегулирование. Учителем разрабатывается алгоритм урока чтения, этот алгоритм имеется у каждого ученика.

Учитель развивает у учащегося умение пользоваться алгоритмом, что в конечном результате должно привести к умению ученика самостоятельно работать на уроке. Учитель организует работу учащихся в группах. Эта технология мной в практике не применялась, но отдельные её элементы на уроках используются. В классе проводится групповая работа. Класс из 30 учащихся разделён на 6 групп, в каждой группе есть командир, который является помощником учителя и организатором работы в группе. На отдельных этапах урока группа работает по алгоритму данному учителем: это может быть ряд вопросов и заданий по анализу содержания произведения; предписания выполнить ряд упражнений по совершенствованию техники чтения; творческое задание (например, распределить роли, прочесть текст по ролям, подготовить его инсценировку в группе). Учитель контролирует работу группы. Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогают мне сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, помогают не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новым произведением.

03.07.2015 15:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП