СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Формирование навыков общения у слабослышащих детей »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. Снижение слуха влечёт за собой задержку речекого развития, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детец с нарушением слуха.

В основу специального обучения слабослышащих детей должна быть положена разносторонняя работа по развитию речи в самом широком смысле этого слова. Значительное речевое надоразвитие, а нередко и почти полное отсутствие речи у слабослышащих детей до их поступления в школу возникает именно, вследствии неблагоприятных условий для общения в результате сниженного слуха. Слабослышащий ребёнок в непосредственном общении приобретает самомтоятельные некоторые речевые навыки. Однако из-за трудностей восприятия речи при нарушении слухового анализатора общение само по себе не даёт возможности полноценно овладеть речью. Безусловно, когда слабослышащиц ребёнок начинает пользоваться речью со всеми присущими ей функциями, его общение с окружающими будет способствовать развитию и обогащению речи. В этих условиях роль спонтанного пополнения будет всё время возрастать. Но на первоначальном этапе специального обучения речи непосредсвенное общение может быть одним из важнейших средств, а не единственным путём формирования речи слабослышащих детей. Ачевидно речевое развитие таких детей может быть обеспечено только в результате специального обучения.

У детей, имеющих дефект слуха, в значительной степени страдает устная речь. Речь лежит в основе развития других познавательных прцессов, поэтому её отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы сурдопедагогами является активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха. Устная речь, функционирующая в основном, как разговорная, предназначается для непосредственного общения. А, письменная речь – это «контекстная» речь. Она отличается по своему лексическому составу и по использованию, более развёрнутых и различных по структуре предложений. Следует отметить, что письменная речь, выступая в качестве вторичного образования, обобщает словесный образ и делает слово постоянным и устойчивым. Это является весьма важным для обучения слабослышащих, речь которых характеризуется значительными нарушениями. Всё это говорит о том, что письменная речь в различных её видах может быть использована со слабослышащими детьми, как средство обучения устной речи. Развитие письменной речи считается одной из самых важных задач специального обучения; от успешности её выполнения в значительной степени зависит формирование словесной речи, как полноценного средства общения и орудия мышления.

Процесс обучения связан с общением. У детей с остаточным и сниженным слухом прцесс речевого общения нарушен. Препятствием к речевому общению является нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения.

Овладение речевым общением зависит от ряда условий:

- состояния слуха

- уровня развития речи

- антиципации

- использования звукоусиливающей аппаратуры

- технологии специального обучения

Таким образом, общее развитие детей со сниженным слухом и его остатками зависит от степени сохранности слуха, уровня речевого развития, организации речевого общения и особенностей специального обучения.

Развитие речи в специальных учреждениях для слабослышащих предусматривает формирование у детей полноценного средства общения, орудия познания – мышления. Преодаление речевого недоразвития и связанных с ним отклонений в познавательной деятельности является необходимым условием для успешного овладения основными знаниями в окружающем мире.

В ходе формирования речи и её коррекции предусматривается целая система специального обучения:

- Развитие понимания детьми обращённой к ним речи

- Формирование устной речи

- Формирование лексико - грамматического строя речи

- Формирование словарного состава речи

Данный прцесс обучения слабослышащих направлен на достижение полноценного средства общения и социальной адаптации слабослышащего ребёнка в обществе слышащих людей.

Речь слышащго ребёнка формируется в процессе общения с окружающими. Слабослышащий ребёнок не может удовлетворить свои потребности в общении с окружающими при помощи устной речи, если он не будет специально обечен. Данный процесс общения осуществляется многообразными способами: первоначальное установление взаимопонимания осуществляется на основе формирующейся в ходе развития мимико – жестикулярной речи. Для того, чтобы у слабослышащего ребёнка возникла потребность при помощи устного слова, он должен в достаточной мере овладеть словесной речью, только при наличии больших успехов в этой области он может понять и оценить преимущество словесного общения перед мимико – жестикулярным.Таким образом сформировать словесную речь у детей, имеющих дефект слуха значит дать им средство общения, дать возможность вступать в полноценный контакт со слышащими, получить образование.

Принцип интенсификации речевого общения обуславливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у слабослышащих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения широкой речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка. Данный принцип требует от слабослышащих детей удовлетворить возникшую потребность в общении словесными средствами, расширять диапозон речевых высказываний не только воспринимать определённую речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. В этом принципе содержатся образцы речевых средств, которым можно подражать, овладевая речевыми конструкциями разной степени сложности.

Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в специальных учреждениях, единство требований к речи слабослышащих детей, гобеспечение условий содержательного общения.

Результатом успешной реализации этого принципа является формирование у слабослышащих детей положительной установки на речевое общение с окружающими. Дети сами активно пользуются словесными средствами. При этом многие испытывают радость от речевого общения, отвозможности спросить и понять ответ, выраженный словесными средствами.

Словесная регуляция постепенно приобретает всё большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности. Практика специальной школы для слабослышащих детей подтверждает это.

Таким образом изучение речи слабослышащих детей, показало,что они как и нормально развивающиеся дети, находясь в постоянном окружении говорящих людей самостоятельно овладевают устной речью. К концу обучения они общаются друг с другом, с другими детьми и взрослыми преимущественно речевыми чредствами.

При соответствующем обучении расскрываются широкие возможности для полноценного общения слабослышащих в обществе нормально слышащих людей. И расскрываются широкие перспективы для формирования их личности.

Устная речь учащихся с нарушенным слухом имеет ряд особенностей: употребление лишних слов, нарушение порядка слов в предложении, бедность речи, неразвитость ее синтаксического строя.

Данные особенности речи поставили нас перед необходимостью проводить целенаправленные коррекционные воздействия во внеклассной деятельности, играх и упражнениях, в которых особое место занимает организация свободного от выполнения уроков времени учащихся.

Специальный педагогический процесс следует строить так, чтобы, с одной стороны, расширить речевой запас (проводя специальную работу по развитию речи), а с другой – способствовать коррекции самостоятельно приобретенного речевого запаса (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях), его систематизации. Это требование распространяется на все разделы учебно-воспитательной работы в школе, на все уроки и различные формы внеклассных и внешкольных занятий.

Таким образом, специальное обучение слабослышащих детей навыкам устной и письменной речи способствует развитию у них навыков общения. Дети, имеющие нарушение слуха могут в определённой мере овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний, совершенствование умственной деятельности. Развитие речи во многом зависит от возможности общения. Слуховое восприятие при этом имеет большое значение. Полноценное развитие слабослышащих детей возможно лишь на основе овладения ими словесной речью, которая развивается и закрепляется в прцессе общения.

Общение имеет огромное значение для развития речи слабослышащих детей и служит его основой.

21.10.2017 13:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!