СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь – это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связанна с сознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет ни сознания, ни самосознания. Главная функция речи – коммуникативная. Развитие словесных форм общения важнейшая задача в жизни неслышащего или слабослышащего ребенка, необходимая для его дальнейшей социализации.
Слух – уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. Изучением особенностей устной речи у детей с нарушениями слуха занимались многие ученые: Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и другие.
Формирование естественной устной речи обеспечивает ребенку не только ее беспрепятственное произнесение, но и благополучное восприятие речи собеседника. Этот процесс предусматривает проговаривание «про себя» или вслух воспринимаемого высказывания. Однако это становится проблематичным, если речь ребенка не совпадает с речью собеседника в слитности, темпе, ударении, орфоэпии, интонационном строе.
Сформированная устная речь является важнейшим условием для полноценного психического развития слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Такой автор, как Л.М. Быкова выявила следующую особенность устной речи, в основу формирования устной речи положен принцип коммуникации.
Такой автор, как Р.М. Боскис отмечает, что в самостоятельных высказываниях слабослышащие учащиеся затрудняются в дифференцированном употреблении различных частей речи.
Такие авторы, как Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин выявили, что большую трудность представляет для слабослышащих детей овладение такими отвлеченными значениями, как наречия, местоимения, предлоги. Предметная отнесенность этих грамматических категорий слишком малоочевидна, их можно усвоить лишь при условии понимания обобщенного значения.
Особенности устной речи слабослышащих детей. Из-за недостатка слуховой функции у слабослышащего ребенка формируются искаженные, приближенные образы слов. По этой же причине дети допускают замены близких по звучанию фонем. Опускаются недослышанные безударные слоги и части слова. В связи с малым языковым опытом у детей с нарушением слуха ограничен словарный запас, наблюдаются предметно-ситуативные замены слов. В связи с трудностями в грамматических обобщениях у слабослышащих детей встречаются и аграмматизмы.
Особенности устной речи неслышащих детей. Речевое общение детей с нарушениями слуха формируется в условиях различных видов деятельности. Сам процесс овладения языком понимается как процесс формирования разных видов речевой деятельности (устной, письменной, дактильной), при этом развиваются обе ее стороны – импрессивная (зрительное, слухо-зрительное и собственно слуховое восприятие) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо). Все виды речевой деятельности формируются в единстве.
При этом у глухих детей иные, чем у слышащих, сенсорные основы формирования первичных образов слов. У слышащих первичным образом слова является слуховой, у глухих детей – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (артикуляцией, дактилированием или письмом).
Таким образом, при овладении словесной речью дети с нарушением слуха испытывают целый ряд трудностей, связанных с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков. Все это обедняет их познавательную деятельность, хотя предпосылки ее развития сохранны. Чем раньше неслышащего ребенка начинают обучать словесной речи, тем в большей степени будут использованы предпосылки развития познания, тем лучше такой ребенок будет усваивать словесную речь. Развитие наглядных форм мышления у неслышащих детей опережает развитие речи, в то время как у слышащих мышление и речь развиваются в единстве. Однако опережающее развитие мышления существенно помогает неслышащему ребенку в усвоении речи.
Литература
1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2.Зыкова Т. С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования // Дефектология. 2005. №5. С.31-36.
3.Маркович М. М. Особенности извлечения информации из общения дошкольниками с нарушенным слухом // Дефектология. 2008. № 5. С. 60-67.
4.Соловьёва Т. А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. 2005. №5. С.44-48.
© 2022, Тарасова Анастасия Алексеевна 554