СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В формировании навыков самостоятельности входит

ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ:

1. Последовательная работа над усилением инструктивной направленности урока.

2. Дифференциация и индивидуализация заданий, способствующих развитию навыков САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

3. Формирование у занимающихся умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в ходе самостоятельного выполнения упражнений.

4. Постоянное использование средств, активирующих процесс формирования Навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроке.

Каждый компонент системы является необходимым звеном в планомерном воспитании САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ.

И так, о каждом компоненте по порядку. Инструктивная направленность урока и формирование у школьников Навыков самостоятельности.

Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся, последовательная работа над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры.

Включать в задания учащимся по оцениванию и комментированию техники выполнения Упражнений другими учениками (по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения, взаимопомощи и контроля).

Таким образом, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность помогать друг другу при выполнении упражнений в парах.

Выполнять роль помощников учителя (проведение разминки с группой, организация Работы в отделениях). – Использовать практические задания, способствующие Формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока.

На примере задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой.

2 – 4 классы

Задача: способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.

Задания:

1. Выполняя упражнения, вести подсчёт вместе с проводящим.

Оценивать по соответствию выполняемых движений по собственному подсчёту.

2. Классифицировать ошибки, допущенные инструктором при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении, показе, подаче команд, в подсчёте).

3. Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить с группой.

При оценке учитывать (объяснение, показ И. П.), правильную подачу команд, ритмичный Подсчёт.

5-7 классы

Задача: учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.

Задания:

1. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определённой группы мышц.

2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе.

Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки групп мышц.

3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение.

8-9 классы

Задача: способствовать освоению учащимися приёмов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки.

Задания:

1. По карточке – заданию, составленной учителем, провести разминку с группой учащихся, комплекс упражнений.

Задания дифференцируются по двум вариантам.

Вариант 1-по содержанию разминки: общая или специальная часть разминки (подготовка к метаниям, прыжкам, бегу, играм, акробатике и т. д.)

Вариант 2-по условиям: возраст, физическая подготовленность учащихся;

Материально- техническое обеспечение (место занятий, ИНВЕНТАРЬ).

2. По заданию учителя поиск возможных изменений в проведении разминки, направленных на более эффективное решение поставленных задач.

10-11 классы

Задача: освоение всей совокупности действий инструктора при подготовке и проведении занятия.

Задания:

1. Старшеклассникам разъясняется задача следующего урока, указывается часть урока (вводная, основная. заключительная), в которой ряд учеников будут выполнять роль ведущего в своих группах. И ставиться задание:

составить и провести комплекс упражнений, способствующий

решению поставленной задачи в указанной части урока.

2. Подготовить и провести с младшими школьниками гимнастику до учебных занятий; разученную подвижную игру на перемене и т. п.

КАК правило, выполнение заданий с инструктивной направленностью способствует НАКОПЛЕНИЮ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, необходимых учащимся для САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ занятий физическими упражнениям.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ

В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Приступая к рассмотрению данного вопроса нельзя планировать и осуществлять обучения без учёта уже усвоенных умений и навыков, накопленного ранее опыта двигательной деятельности.

Но и продолжению повышения двигательного опыта и уровня развития познавательной деятельности.

Задания – схемы, предусматривающие частичный поиск учащихся в процессе самостоятельной работы:

а). самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка;

б). найти новое окончание акробатической комбинации на основе ранее изученных элементов;

в). применить хорошо освоенный навык в не стандартных, усложнённых условиях;

г). составить из числа разученных движений комплекс утренней гимнастики.

Необходимость индивидуального подхода в учёте реальных знаний, умений и навыков учащихся и определении возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Проблема связана осознанием недостаточности знаний, умений и навыков для удовлетворения возникшей потребности.

Осознание проблемы зависит от уровня знаний, учащегося, направленности его интереса и подготовленности.

А данные показатели обычно индивидуальны и учителю, использующему такие Задания, как средство активизации школьников, необходимо это учитывать.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ НУЖДАЕТСЯ В

ЧЁТКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ,

ЧТОБЫ ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ

СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЁМЫ,

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ.

СУТЬ ИХ В СЛЕДУЮЩЕМ:

Не всё объяснять.

Не сразу оговаривать условия выполнения заданий, определённую часть оставлять для самостоятельного поиска.

Данные задания помогут решить эту проблему.

1. Класс выполняет ходьбу или бег в обход спортивного зала, по моему сигналу учащимся необходимо принять вис или упор (оговаривается заранее с учащимися), с использованием на момент сигнала ближайшего к нему оборудования зала.

Вариант: дать ученику задание, назвать по принятой терминологии то положение, в каком он находится; создать познавательные проблемные ситуации, побуждающие учащихся активно действовать и размышлять – самостоятельное определение детьми, например, способа выполнения нового упражнения.

2. Наблюдать за товарищем, определить причину низкого результата в беге на короткую дистанцию (плохая реакция, низкая частота движений, короткий шаг на дистанции).

Создать оценочные проблемные ситуации.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в организации САМТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ по развитию физических качеств осуществлять за счёт ознакомления школьников с различными приёмами дозировки физической нагрузки:

В 2 – 4 классах: по продолжительности выполнения упражнения или по количеству Упражнений в серии исходя из показателей тестирования.

В 5 - 7 классах: по изменению темпа движений и изменению темпа движений и изменению интервала для отдыха.

ПОКАЗАТЕЛЕМ КОНТРОЛЯ ЗА НАГРУЗКОЙ ПРИ ЭТОМ БЕРЁТСЯ ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ, ЖЕЛАНИЕ ИЛИ НЕ ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ;

В 8 – 9 классах: применяя отягощения и используя приёмы самоконтроля за реакцией организма на нагрузку, по частоте дыхания и другим признакам утомления;

в 10 – 11 классах: ставить задачу самостоятельно изменить внешние условия выполнения задания, контролируя точность выполнения базовых элементов движения.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ЗАДАНИЙ.

2 – 4 классы

● Под руководством педагога определить: Максимальный Тест силовой подготовки:

● Самостоятельные упражнения на развитие силы в режиме – 2 серии по половине Максимального Теста.

5 - 7 классы

● Определить Максимальный Тест в одном их предложенных упражнений скоростно-силового характера; подобрать упражнение для определения у себя или товарища Максимальный Тест скоростно-силовой подготовки, используя известные приёмы контроля за Нагрузкой (по количеству упражнений в серии, по времени выполнения (10 сек., по ЧСС)).

САМОСТОЯТЕЛЬНО провести занятие по развитию скоростно-силовых качеств в предложенных упражнениях.

8 – 9 классы

Изменить условия выполнения упражнения, не вызывающего – сложности (например, обычное сгибание и разгибание рук в упоре лёжа легко выполняется 10-15 раз), с тем, чтобы оно могло быть использовано для развития силы;

Используя известные приёмы контроля за нагрузкой (по ЧСС, по количеству повторений, по внешним признакам утомления).

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ПО

РАЗВИТИЮ СОБСТВЕННОЙ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

В ПРЕДЛОЖЕННЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ИЛИ

КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКЕ.

САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВИТЬ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ методом круговой тренировки.

9 – 11 классы

На основании результатов тестовых испытаний определить, какие из Тестовых упражнений можно использовать в индивидуальной тренировке для развития силовой выносливости, силы, и других качеств.

Применяемая такая последовательность заданий позволяет учащимся от индивидуальной САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ постепенно переходить к заданиям, формирующим ИНСТРУКТОРСКИЕ НАВЫКИ.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

ПЛАНИРОВАНИЕ, САМООРГАНИЗАЦИЮ И САМОКОНТРОЛЬ

В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ УСПРАЖНЕНИЙ.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляются с учётом цели и назначения предложенных учителем заданий. Предложенные ниже комплексы заданий – схем используют при обучении планированию и самоорганизации деятельности на разных уровнях сформированных навыков САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель может конкретизировать любых предполагаемых схем, исходя из требований учебного материала программы того или иного класс.

Примерные задания выполнение которых способствует знание цели.

1. Учащимся предлагается две позы, 1 – соответствует исходное положение, а 2 – конечному положению.

Задание: на определённый счёт – используя знакомые движения и позы составить и выполнить рациональную связку и.п. и конечными положениями.

2. Подготовить и выполнить связку из двух и более упражнений, в которой окончание первого служит исходное положение для второго упражнения и т. д.

3. Указывают (показывают) знакомое учащимся целостное двигательное действие (или отдельную его часть).

Задание: назвать (показать) подводящие упражнения, способствующие освоению его частей (из числа упражнений разученных ранее).

4. Ученику предлагают (показывают) целостное движение (например, кувырок вперёд) или его часть (группировка.

Надо назвать ошибки, которые могут снизить оценку.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ, выполнения которых способствует знание результата.

На этапе начального обучения подобные задания могут планироваться более подробно.

2- класс.

Гимнастика.

Упражнения для освоения кувырка вперёд.

1. Из упора присев перекат назад в положении группировка, перекатом назад в исходное положение. Всё время удерживать колени возле груди, голову не отводить.

САМООЦЕНКА - уметь повторить упражнение не менее трёх раз подряд.

САМОКОНТРОЛЬ – трёхкратное безошибочное повторение переката является проверочным упражнением.

2. Из положения лёжа на спине сесть, подтянув ноги, прижать к ягодицам и, поддав плечи вперёд, встать.

САМООЦЕНКА – научиться без ошибочно выполнять упражнения пять раз подряд.

САМОКНОТРОЛЬ – секрет в том, что все действия следуют одно за другим без остановки.

Путь к выполнению этого задания, а вместе с этим и суть планирования, самоорганизации и самоконтроля деятельности для учащихся заключается в закреплении элементов правильного действия и постепенном их объединении в целостном упражнении.

В старших классах подобные задания предусматривают большую САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Например: подобрать упражнения, которые можно использовать в качестве контрольного задания для проверки освоения целого двигательного действия или отдельных его частей.

Например: кувырок вперёд или группировка, опорный прыжок способом ноги врозь или приземление.

И в тех, и в других видах заданий показателями хорошего уровня развития навыков САМОКОНТРОЛЯ являются способности учащихся САМОСТОЯТЕЛЬНО соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с постановленными педагогом задачами и условиями.

Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности. Самостоятельно оценивали выполнение заданий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, АКТИВИЗИРУЮЩИХ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

Одна из наиболее значимых психологических проблем современной педагогики – проблема организации и руководства учебной деятельностью учащихся.

Ряд исследований показал, что продуктивность овладения знаниями, умениями и навыками выше, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьника.

В целях повышения эффективности своего труда следует обратить внимание на подбор методов и средств, стимулирующих активность учащихся на уроке.

На примере САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ, выделяю основные условия, обеспечивающие наибольшую эффективность использования некоторых средств активизации в процессе обучения.

НАДО дать тщательный анализ ОБЩИХ ЗАДАЧ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Выделяя для каждого класса, урока, этапа обучения чётко сформулированные установки – задания.

Все задания классифицировать по пяти основным группам:

1. Теоретические задания – усвоение знаний, предусмотренных учебной программой.

2. Задания по формированию двигательных умений и навыков.

3. Задания по общей и специальной физической подготовке, укреплению органов и систем, развитию физических качеств.

4. Задания целесообразности тактических приёмов индивидуальных и групповых упражнений, в играх и состязаниях.

5. Задания по формированию личностных качеств, развитию системы саморегуляции личности.

Задания для самостоятельного выполнения необходимо тщательно продумывать.

Например: развитие скоростно-силовых качеств прыгуна в высоту.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ, В РЕШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

И РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Применение методов организации учебной деятельности, направленных на побуждение учащихся к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ активному поиску, к умственному и физическому усилию в решении проблемных задач, способствуют вооружению школьников не только знаниями и умениями, но и определёнными умственными действиями, двигательными способностями и физическими возможностями.

В дальнейшей жизни всё это послужит им залогом для осуществления укрепления здоровья, самовоспитания и физического самосовершенствования.

Учитель физической культуры должен помочь старшеклассникам приобрести не только технические навыки, но и навыки руководителя, организатора.

У старшеклассников следует воспитывать качества, характеризующие их отношение к делу: целеустремлённость, увлечённость, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность.

И наконец, специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержку и самообладание, настойчивость и упорство. Эти качества воспитываются, как в тренировке, так и в соревнованиях. Нужно приучать учащихся к волевым усилиям, что требует принять определённое решение, настроится эмоционально и практически решить поставленную задачу. Старшеклассники больше ценят воздействие в форме предложений и ненавязчивые рекомендации и советы. Наиболее действенная форма – воспитание через коллектив, использование общественного мнения, открытого обсуждениями сложных вопросов. Тон учителя, при таких обсуждениях должен быть деловым, без раздражительности или холодности. Вполне допустимы ирония и юмор в работе, того или иного поступка ученика, но не в коем случае нельзя унижать его достоинство. Ко всем должны быть единые требования. Невыполнения их нельзя оставлять без внимания. Разносторонняя физическая и психологическая подготовка – основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе в Вооружённых Силах России.

Использованная литература: Журналы по физической культуре в школе; Учебники по физической культуре Ляха, Сданевича и Матвеева

Категория: Физкультура
20.12.2016 18:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!