СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ, ПРИОБЩЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность состоит в том, что в наше время растёт количество детей с ослабленным здоровьем, причиной этого является влияние средств массовой информации, не здоровый образ жизни, не соблюдение режима дня, экология, перегрузка. Состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К сожалению, в настоящее время учебно-методические пособия недостаточно реагируют на данную проблему. В настоящее время стала актуальна проблема физического воспитания детей, так как развитие науки и техники и их интенсивное во все сферы жизни общества ограничивают двигательную активность школьника, которая немаловажно сказывается на их здоровье и развитие. Исследования физиологов, медиков свидетельствуют о том, что 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении, то есть сидя; даже в младшем школьном возрасте снижена двигательная активность. У подрастающего поколения пропадает интерес к занятиям физической культурой. Это связано с тем, что долгое время этому вопросу в нашем обществе не уделялось должного внимания. Сегодня данная проблема хорошо осознанна, назрела потребность вернуться к традициям приобщения детей к физической культуре. Эта потребность диктуется состоянием здоровья наших детей, которое из года в год ухудшается. В последнее время резко снизился интерес школьников к самостоятельным занятиям физической культурой. За короткий период среди детей и подростков возросло число правонарушений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и их использование в повседневной жизни.

Физическая культура способна сыграть положительную роль к возвращению нынешнего поколения к здоровому образу жизни. Крепкое здоровье, закалка и всесторонняя физическая подготовленность способствует повышению производительности труда, предупреждает заболевания, повышают творческую активность человека. Физически развитые и закалённые люди успешнее справляются со своей профессиональной работой в любых условиях, быстрее овладевают новыми производственными умениями и навыками. Занятия гимнастикой, играми, разнообразными физическими упражнениями формируют двигательные умения и навыки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, укрепляют волю человека и тем самым содействуют его успешной трудовой деятельности. Становится очевидным, что два урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающие, ни поддерживающие тренировочные эффекты.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, развития физических и духовных сил, повышения работоспособности. Основными задачами физического воспитания являются:

  • Оздоровительные (обеспечение всестороннего физического развития, укрепление здоровья и закаливание организма);
  • Образовательные (формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и специальных знаний);
  • Воспитательные (развитие физических, волевых и моральных качеств, содействие организации здорового и культурного досуга).

Именно поэтому и возникла потребность в ведении третьего часа в неделю.

Дополнительный блок программного материала на третий час физической культуры разработан в соответствие с законом РФ о физической культуре, устанавливающий обязательное увеличение объёма часов на занятие физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Кандидат педагогических наук Ю.А. Копылов считает: «Назначение уроков физической культуры состоит в том, чтобы, занимаясь на них, учащиеся узнали, в чём проявляется воздействие занятий физическими упражнениями на сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы организма человека, овладели умением определять, насколько состояние систем организма соответствует их индивидуальным способностям, а также использовать знание этого соответствия в самотренировке». Л,С, Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он определял два уровня в развитии ребёнка:

  • Сферу актуального развития – уже сформировавшиеся качества и то, что ребёнок может делать самостоятельно;
  • Зону ближайшего развития – те виды деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнять, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Уроки физической культуры должны строиться на принципах педагогики сотрудничества, личностного и деятельного подходов, учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-физических теориях. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При реализации задачи «Обучение жизненно важных двигательных движений и навыков, приобщение к самостоятельному занятию физической культурой» я основывалась на «Комплексную программу 1 – 11 классов» под редакцией В.И. Лях, Л,Б, Кофман, Г.Б. Мейксон, а также на программу «Физическая культура 5 – 11 классов» составитель программы А.П. Матвеев. С помощью скорректированной программы я старалась направить содержание обучения на формирование у школьников умений и навыков к самостоятельной организации различных форм занятий. Важным условием формирования самостоятельности учащихся в рамках учебного процесса является перевод школьников от выполнения освоенных упражнений к самостоятельной деятельности. П.Ф. Леграф говорил о том, что задача физической культуры поддерживать здоровье учащихся на протяжение учёбы.

С точки зрения Ж.К. Холодова «Упражнения, как известно, представляют собой строго заданный учителем алгоритм действий с определённой последовательностью, дозированностью, предусматривающий определённое количество выполнений. По мнению Н.Т. Фролова применение подвижных, спортивных игр способствует выработке быстроты, ловкости, выносливости, воспитывают коллективизм, взаимовыручку, испытывают чувства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения. Игры помогают овладеть двигательными навыками, необходимыми в труде и быту, а также способностью наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию. Игры – хороший отдых между уроками: они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность школьника.

Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формировать у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В нашей школе третий час физической культуры является динамическим. На протяжении всех лет обучения у учащихся формируется представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. На уроках физической культуры решаются следующие педагогические задачи:

  • Укрепление здоровья, содействия нормальному физическому развитию;
  • Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Данная программа направлена на решение этих задач. Вместе с тем её суть состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 5 – 9 класс, в изложении программного матеоиала урочных, самостоятельных, а также внеклассных занятий и мероприятий, с учётом возрастных и половых особенностей детей от 10 до 17 лет и видов осваиваемых ими двигательных действий. Школьников стараюсь учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Учебные же задания определяются сущностью поставленных перед учащимися конкретных задач, которые они должны решать самостоятельно. При этом предусмотрено ориентироваться на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности. Перевод на самостоятельное выполнение учебных заданий позволяет обеспечить активное включение учащихся в процессе совершенствования собственной физической природы, развивать творчество и мышление, интерес и потребности в разнообразных формах занятий физическими упражнениями. Основное содержание программы осваивается учащимися на уроках физической культуры, которые в зависимости от направленности учебных тем и решаемых задач дифференцируется на уроках. Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, рекомендую использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Существуют три формы самостоятельных занятий:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • упражнения в течение дня;
  • самостоятельные тренировочные занятия.

Учитывая особое значение утренней гигиенической гимнастики, её следует ежедневно включать в распорядок дня всем. Утренняя гимнастика ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови т лимфы, учащает дыхание, что активизирует обмен веществ. Систематическое выполнение зарядки укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и подвижность, дыхательные упражнения. Во время выполнения комплекса упражнений надо обращать внимание на правильное дыхание. Надо сочетать вдох и выдох с движениями. Дышать следует через нос или одновременно через нос и рот. Специально разработанные физические упражнения предупреждают и излечивают различные заболевания, в том числе нарушение осанки, плоскостопие, заболевание сердца, лёгких, нарушение обмена веществ, близорукость. Каждый из типов уроков физической культуры носит образовательно-познавательную направленность (освоение знаний и способов деятельности), образовательно-обучающую направленность (обучение двигательным действиям и физическим упражнениям) и оздоровительно-тренировочную направленность (развитие физических качеств), и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны формироваться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются. Кроме этого, в условиях организации целостного образовательного процесса используются межпредметные связи. Связь содержания предмета физическая культура с содержанием таких дисциплин, как история, биология, искусство, технология, основы безопасности и жизнедеятельности.

Физическая культура и биология очень связаны между собой, а точнее, физическая культура и курс анатомии, физиологии и гигиены человека. Физиология позволяет познать суть изменений в организме, а следовательно, понять возможности совершенствования функций при занятиях физическими упражнениями. Знания физиологических процессов и механизмов жизнедеятельности организма человека показывает ученику причины и условия протекания сложных функциональных состояний организма, характерных для мышечной деятельности. Это прямой путь к рациональному распределению физической нагрузки и отдыха на уроках физической культуры. Изучая механизмы опоры и движения, сгибание и разгибание руки, убеждаю учащихся в согласованности работы мышц. Давая знания о процессе сокращения мышц, об управление движением, развитием утомление вследствие мышечной работы – это помогает усваивать не только теоретический материал, но и помогает формированию у учащихся определённых практических навыков. Изучив строение двигательного аппарата, дети получают возможность самостоятельно оценивать нагрузку при разных видах спортивной деятельности, осознанно вносить измененич в технику выполнения движений, а также выполнять необходимые правила, чтобы избежать травм.

Категория: Физкультура
20.10.2015 15:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП