СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный стандарт общего образования начи­нает шествие по российским школам.

Педагогическим коллективам за короткий срок необходимо создать школьную образовательную программу основного общего образования.

Программа должна быть создана в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ФГОС основного общего образования.

Раздел «Формирование основ смыслового чтения и работа с тек­стом» является составной частью Программы развития универсальных учебных действий.

Предлагаем вам для работы достаточно боль­шой объём современного материала по теме, определения терми­нов, примерную программу действий по формированию навыка смыслового чтения, который сегодня считается фундаментом всего образования.

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информаци­онном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», ха­рактер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения ос­нов смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы, который в предлагаемой программе представлен следующим образом.

Психологами установлено, что полноценное чтение — это слож­ный и многогранный процесс, предполагающий решение таких позна­вательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкрет­ной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смыс­ла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предло­жений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узна­вание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопо­ставление, группировка, анализ и обобщение, со­отнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержа­ние, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

В связи с этим психологи выделяют несколько уровней понимания текста при чтении.

Первый, самый поверхностный, это понимание фактов, того, о чём говорится.

Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно, подтекста.

Третий уровень предполагает осознание чита­телем общего настроения произведения, отноше­ния автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Категория: История
04.12.2016 13:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП