СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных компетентностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социальных компетентностей учащихся.

Изменения, происходящие в Российском образовании, предполагают создание такой школы, которая максимально отвечает перспективным потребностям личности, общества и государства. В школу приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, у каждого - свой мир, и моя задача как учителя - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным. Как учитель физической культуры считаю, что без здоровья, силы и красоты человек не может проявлять себя в полной мере. Физическое воспитание – важное средство физического, социального и духовного развития молодого поколения. Сейчас практически во всех сферах жизни все больше предъявляется требований к физическому развитию человека, соблюдению им здорового образа жизни, умение общаться.

Поэтому цель моей педагогической деятельности следующая: организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно формировало у детей ключевые компетентности:

  • Социальные: способность к сотрудничеству, взаимопониманию, социальной активности, формирование физической культуры личности, основ здорового образа жизни.
  • Мотивационные (это составляющая ценностно-смысловой компетентности): предполагает наличие внутренних мотивов личности для занятий физической культурой, формирование личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и физической подготовленности, способность к обучению, творческий поход к применению двигательных действий в разных условиях.
  • Функциональные: способность применять знания о двигательной деятельности, знание теории и умение применять ее в жизни с учетом возрастных особенностей и личных физических качеств. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самосовершенствовании и самопознании. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Эти компетентности связаны друг с другом таким образом:

Возникновение мотивации - приобретение функционального багажа – социализация – и возникновение новых мотивов

Успешное достижение поставленной цели возможно через реализацию ряда задач.

  • создание условий для формирования мотивации на здоровье, осознания необходимости здорового образа жизни;
  • создание условий для развития двигательных способностей,
  • создание условий для приобретения знаний в области физической культуры и спорта;
  • создание условий для воспитания потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Для повышения своего методического уровня изучаю опыт своих коллег, знакомлюсь с материалами интернет-ресурсов, участвую в работе педагогических советов. Теоретические знания получила на курсах повышения квалификации учителей физической культуры «Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей физической культура, тренеров-преподавателей, преподавателей физической культуры, руководителей физического воспитания ОУ».

Сущность моего опыта состоит в осмыслении и активном применении на уроках различных форм и методических приемов, способствующих решению поставленных задач. Из всего многообразия приемов остановлюсь на тех, которые наиболее часто использую в своей работе

  1. Организация разных типов урока:

- уроки с образовательно-познавательной направленностью (комплексные, с решением нескольких задач, и целевые, решение преимущественно одной задачи), которые дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки). Включаю в эти уроки, ранее изученные тематические комплексы упражнений (на гибкость, формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия) и упражнения общеразвивающего характера. Это повышает работоспособность, активность процессов внимания, памяти и мышления. Использую такие формы обучения как фронтальная, групповая, а также индивидуальная. Образовательно-познавательные уроки планирую, как комплексные и их отличительной особенностью является логика поэтапного формирования двигательного навыка:

начальное обучение,

углубленное разучивание и закрепление,

совершенствование;

Освоение физических упражнений производится с учетом нарастающей нагрузки и нарастающего утомления, чтобы сохранить позитивный настрой детей (отвлекающие маневры, переключение на другие виды деятельности). После выполнения основных задач урока планирую развитие физических качеств на основе изученного материала:

гибкость,

координация движения,

быстрота;

сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

выносливость (общая и специальная).

- уроки с образовательно-тренировочной направленностью использую для развития физических качеств и провожу в рамках целенаправленной физической подготовки. Такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки:

  • с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
  • с системной динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
  • с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем системе тренировочных уроков.

Важно, чтобы учащиеся получали информацию о способах контроля за состоянием своего организма и регулирования физической нагрузки в процессе выполнения тренировки.

Важно, чтобы каждый из типов уроков физической культуры нес образовательную направленность и активно включал школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).

  1. Работа со спортивно и двигательно-одаренными, мотивированными на занятия физкультурой и спортом детьми

Одаренность рассматриваю как сочетание хорошо развитых моторных, функциональных и психологических качеств ученика, которые отвечают требованиям какой-либо спортивной специализации и помогут ребенку быть успешным в конкретном виде деятельности.

Внеурочная деятельность, осуществляемая с одаренными детьми, включает в себя спортивные секции по волейболу, баскетболу, силовой подготовке. С целью выявления и вовлечения одаренных учащихся в спортивную жизнь школы провожу следующую работу:

- работа с родителями: убеждение в необходимости занятий в спортивных секциях города,

- работа с физоргами классов: подготовка судей для различных соревнований, планирование и подготовка мероприятий по физической культуре,

- участие одаренных детей в судействе соревнований, подготовке и проведении соревнований,

- применение индивидуальных заданий на уроках (усложненные задания),

- индивидуальные тренировки по видам спорта,

-сотрудничество со специалистами спортивной школы – консультация со специалистами, рекомендую детей для записи в секции.

Таким образом, добиваюсь максимальной реализации возможностей и способностей детей, воспитываю в них такие качества как самостоятельность, самоуправление, силу воли, целеустремленность.

3. В рамках реализации школьного инновационного проекта «Кадетство» большое внимание отводится физической подготовке кадетов. В следующем учебном году планируется введение оборонно-спортивного профиля. На занятиях ОФП ориентирую учащихся на поступление и получение профессионального образования, ввожу в содержание учебного материала такие темы, которые позволяют повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье, подготовиться к последующей активной деятельности после окончания школы. Данная подготовка характеризуется не только освоением учащимися соответствующего учебного содержания, определяемого требованиям вузов избираемого профиля, но и развитием физических способностей школьников в соответствии с выбранной в будущем профессиональной деятельностью. Занятия строю по принципу спортивной тренировки. Принимаю участие в подготовке и проведении игры «Кадеты Отечества».

  1. Наибольший эффект обучения учащихся получаю от инструктивной направленности уроков и в сотрудничестве с детьми. Такие уроки позволяют мне воспитывать активность и инициативу.

Так, на каждом уроке после постановки учебных задач учащиеся получают возможность,

  • после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах.
  • выполнять роль помощников учителя.
  • , помогать одноклассникам, когда сами инструкторы поняли и освоили разучиваемые упражнения.

Данные методы являются составной частью методики личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры. Эти приемы

  1. Названные ранее мной ключевые компетентности позволяют мне развивать личностно-ориентированные технологии и групповой метод

С первых уроков использую практические задания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока.

1-4- классы:

1.Выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим.

2.Классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении показа, подаче команд, в подсчете).

3.Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой.

а) выделять (объяснять, показывать) исходное положение;

б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения;

в) ритмично вести подсчет.

5-7 классы:

1.Указываю часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе.

Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.

2.По предварительно полученному заданию готовлю и провожу с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценку выполнения осуществляю по соответствию упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.

8-9 классы:

предлагаю учащимся задания, способствующие освоению ими приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки:

1.Самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений.

2.Найти возможные изменения в проведении разминки (в ее содержании, формах организации, в собственных действиях или действиях партнеров), направленные на более эффективное решение поставленных учебных задач.

Для учащихся 10-11 классов

выбираю задания на освоение общих действий проводящего при подготовке и проведении занятия.

Сначала разъясняю старшеклассникам задачу следующего урока, указывая часть занятия (вводная, основная, заключительная), в которой он будет задействован.

Предлагаю дома подобрать комплекс упражнений провести его с группой одноклассников

Такие конкретные упражнения способствуют накоплению знаний, формируют умения и навыки для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В младших классах групповую работу провожу по другой схеме.

Выявляю ученика, который первым начинает правильно выполнять это упражнение. Совместно с ним разбираем ошибки, которые допускают его одноклассники, уточняем способы их устранения.

После такой подготовки он уже может самостоятельно работать с группой одноклассников.

Затем еще выявляю такого же ученика, пока в данном классе не образуется 3-4 группы на которых идет учебный процесс.

Себе же я оставляю наиболее слабо физически и технически подготовленных учащихся.

Данный прием позволяет передачу учащимся функций контроля за учебным процессом и развивает у них внимательность, наблюдательность. Работа в группе или паре создает условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Успех выполненного задания зависит от вклада каждого, что стимулирует ответственность каждого участника. В процессе взаимодействия формируется культура общения, успешный групповой диалог, социализация личности.

5. Успешное обучение на уроках физической культуры невозможно без использования игровых технологий.

Ценность технологии вижу в том, что игра используется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости двигаться и играть, она снимает страх, вызывает положительные эмоции. Игра – это проявление желания действовать. Чаще всего игры использую для мотивации, создания ситуации успеха, с целью эмоциональной окраски урока, воспитания толерантности, воспитания чувства коллективизма и стремления к победе. Использую эстафеты, подвижные игры, спортивные игры.

  1. Самыми актуальными в физической культуре – это здоровьесберегающие технологии. Считаю, что здоровьесберегающие технологии объединяют все направления работы школы. Учитель физической культуры одно из основных звеньев в этой цепи. Данные технологии позволяют не только обучать, но и воспитывать учащихся. Уроки физической культуры должны быть построены таким образом, чтобы снимать эмоциональную нагрузку, развивать силу воли, способствовать физическому и психическому оздоровлению. В начале учебного года знакомлюсь с проблемами физического здоровья детей школы. Медицинская сестра – это был первый человек, с кем я тесно познакомилась в школе. Стараюсь учитывать физические способности и возможности детей, включаю в уроки вопросы здорового образа жизни, спортивных событий, создаю климат психологической комфортности, включаю приемы, способствующие познанию возможностей собственного организма, адекватной самооценки своих возможностей. Провожу рефлексию учебной деятельности детей на уроках. Внимание уделяю техники безопасности, гигиене одежды, личной гигиене, учу простейшим приемам самомассажа. Стараюсь быть личным примером для своих воспитанников – веду здоровый образ жизни, всегда поддерживаю хорошее настроение, благоприятное общение и вхожу в состав сборной команды УпрО МО ГО «Воркута».

Хайдарова Елена Нагитулловна.

МОУ «СОШ №16» г.Воркуты.

Категория: Физкультура
09.05.2015 15:15


© 2015, khalena 1787

Рекомендуем курсы ПК и ПП