СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самоанализ деятельности учителя начальных классов
Карпенко А.В. по проблеме:
«Формирование УУД при изучении ОРКСЭ дисциплин духовно – нравственной направленности»
ст. Кировская
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами курса являются:
*знакомство обучающихся с основами православной (выбор родителей) культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;
*развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
*развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческойи многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
В рамках курса не предусматривается обучение религии, это могут делать только религиозные организации. Этот курс направлен на обеспечение духовно - нравственного развития и воспитание обучающегося, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.
Комплексный курс не является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматривается как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Наука и религия непротиворечат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.
Я считаю, что преподавание религиозной культуры в школе можно рассматривать как альтернативу безнравственности и духовного растления подрастающего поколения. Поэтому духовно - нравственному воспитанию в своей практике уделяю особое внимание. Уверена, что сегодня необходима новая парадигма, и педагогическим кредо должны стать слова: "Духовный человек есть живой человек". Нужна личность коммуникативно - свободная, творческая, способная на решение поставленных перед учительством задач.
В 2010году прошла курсы повышения квалификации и сначала во внеурочной деятельности, а в 4 классе еще и дополнительно в учебном плане изучаем Православную культуру и светскую этику. Работаю над проблемой: "Формирование УУД при изучении ОРКСЭ дисциплин духовно - нравственной направленности".
Самый первый шаг - это родительское собрание, на котором рассказываю об условиях полноценного преподавания основ православной культуры в школе. Все родители изъявили желание изучать православную культуру.
Многолетняя работа по приобщению к духовно - нравственному наследию привела к мнению, что дух веры и конкретных шагов в этой области необходимы нашим детям.
Все это время с 2010 по2014 годы проходила совместная работа семьи, школы, церкви в деле воспитания детей. Формирование личности как субъекта культурыстроилось на принципах систематичности (два раза в неделю - внеурочная деятельность и один урок ОРКСЭ), интегративности и деятельности.
Такие занятия носят форму небольшого иллюстрированного рассказа с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, чтением фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием, анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания, работаем с текстами, картами, составляем кроссворды. Пишем сочинения - миниатюры на слова сказанные Христом: "Даром приняли, даром отдайте", "Почему христиане благодарны Христу, и почему такая благодарность побуждает их к доброделанию".
Выбираем варианты ответов:
Христос пришел в мир чтобы…
*мир послужил ему; *самому послужить людям; *чтобы ученики его боялись.
Когда человек может испытывать душевную радость:
*когда у человека появляются земные блага; *когда человек гордится своими поступками; *когда человек живет для других, умеет жертвовать собой.
Три составляющих процесса становления духовно - нравственной личности (воспитательный, образный, мировоззренческий) объединяю в своей педагогической деятельности.
Воспитательный компонент ведется с учетом того, что жизнь христоцентрична, это заповеди, это ступенька к восхождениям к Добру, что проявлением зла в сердце надо сопротивляться, что морально - нравственные принципы "не лги", "не завидуй", "чти отца и матерь…" только тогда понятны, когда мы на деле, а не только словом будем их воспитывать.
Образовательный элемент дает понятие детям не только необходимости знаний, но и напоминает об ответственности их использования. Таланты в себе надо не только развивать, но и приучать быть внимательным, рассудительным, критичным к информативному полю, слову, видеть его Евангельский контекст гармоничности, проникновенности, спасительности.
Мировоззренческая ступень позволяет ребенку задуматься о своем месте в жизни, о желании помочь ближнему, возлюбить всей душой Господа; помогает раскрыть смысл нравственных высших ценностей Православия. В том, что проблема духовно - нравственного воспитания сегодня как никогда актуальна, думаю, нет необходимости убеждать.
Нравственность - это способность человека различать добро и зло, следовать добру и противостоять злу. В борьбе против зла мы должны использовать лучшее, что может предложить мир, и это лучшее связано, в том числе, и с православием.
Особое место в своей работе отвожу игре, инсценированию, рисованию, чтению, экскурсиям в Храм Трех Святителей, на праздники Воскресной школы, участию в праздничных литургиях, сотрудничеству в делах милосердия. Некоторые занятия приурочены к престольным торжествам, юбилейным датам, приобретают форму праздника.
Собираем пословицы о предметах веры, судьбе, счастье, богатстве и бедности, бережливости и мотовстве. Отвечаем на вопрос, почему они живут в речи многие века.
Знакомимся с иконописью, богословской терминологией, устройством храма, видами богослужения, православной этики, слушаем песнопения с церковным содержанием. Читаем детский православный журнал "Свечечка".
Провели интересный урок "Семья - школа любви".Просмотрели презентации "Пребывание царской семьи на Дону", "Семья - школа любви", дневниковые записи императрицы Александры Федоровны о браке и семейной жизни, читали ее письма к детям. На этом уроке старались раскрыть для детей понятие "семья" в христианском переосмысливании, определили духовно - нравственные принципы, на которых строиться семья, помочь осознать важность преемственности отеческих традиций в создании семьи.
Методы и приемы выбираю согласно возрастным особенностям младших школьников. Использую рассказы, вызывающие яркую эмоциональную реакцию
(жития святых, притчи); наглядные пособия (картины родной природы, иконы, фотографии храмов); зарисовки, творческие задания и игровые приемы. Эти формы работы способствуют повышению интереса к предмету, активизируют деятельность детей.
В основе моей работы как классно руководителя и предметника положен деятельный принцип формирования у учащихся патриотических чувств, изучения культурно - исторических традиций своей Родины, отечества.
© 2016, Карпенко Алина Васильевна 538