СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы со способными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Любому обществу нужны способные и одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития способных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

II. Выявление способных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических - особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Формы выявления способных детей: -наблюдение; -общение с родителями; -работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; -олимпиады, конкурсы, соревнования,

научно-практические конференции. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности школы.

Способные дети:

• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

• имеют доминирующую активную познавательную потребность;

• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

III. Условно можно выделить три категории способных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы работы со способными детьми

• Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).

• Принцип опережающего обучения.

• Принцип комфортности в любой деятельности.

• Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

• Возрастание роли внеурочной деятельности.

• Принцип развивающего обучения.

  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

IV. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, когда они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

В учебной деятельности работа со способными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого используют следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные декады.

3. Театрализованные праздники.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

5. Проектная деятельность.

1. В урочной деятельности используют следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

2. Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются неделя начальных классов. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Если вы посмотрите на информационный стенд по проведению недели начальных классов, то убедитесь в том, что учащиеся всех классов приняли в ней участие и мероприятия прошли на высоком уровне. Учащиеся показали свой интеллектуальный, творческий уровень. Учащиеся участвуют каждый год в конкурсе «Знатоки природы», в марафоне «Твои возможности», в конкурсе «Инфознайка», в молодёжном чемпионате «Старт», универсальном марафоне «Эрудиты планеты», виртуальные путешествия.

Огромное значение в развитии способных детей имеет организация внеурочной деятельности. Это посещение кружков разных направлений. В кружках дети получают и интеллектуальное и творческое развитие. (эколог)

3. Одна из форм работы со способными детьми – организация деятельности учащихся по разработке и реализации проектов. Проектную технологию относят к технологиям нового времени, нового века, так как она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

4. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся участвовали в празднике «День матери!», «Новый год», «День учителя», «Осенняя ярмарка», в муниципальном конкурсе «Школьная пора».

4. Важнейшей формой работы со способными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

04.08.2015 11:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!