СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего опыта:

Информационно –образовательная среда как фактор развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.

В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.

Я работаю в школе девятнадцать лет и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.

Каждый год принимаем участие в районной олимпиаде по русскому языку, и каждый год одно из заданий – написать миниатюру, сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на лингвистическую тему… И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.

Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах по литературе баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение.

Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.

Во-первых, ребята стали меньше читать, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.

Во-вторых, плохо развита речь, скуден словарный запас.

В-третьих, мы живём в сельской местности, в так называемой глубинке, где сельским школьникам недоступен тот поток информации, который есть у городских, ведь тот же Интернет в нашей школе есть пока только в кабинете информатики. Отсюда появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы

В-четвертых, пассивное отношение школьников к обучению и низкий уровень восприятия учебного материала.

Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЯ:

  1. Между возрастающей потребностью государства в творческих людях, способных неординарно мыслить и внести значимый вклад в будущее своей страны и реально существующей системой обучения школьников, не всегда обеспечивающей развитие творчества.
  1. Между необходимостью решения проблемы развития творческих способностей школьников и недостаточностью методического инструментария, учитывающего индивидуальные особенности учащихся

Следствием этих противоречий является ПРОБЛЕМА: недостаточный уровень развития творческих способностей учащихся.

Одна из первостепенных задач обучения в современной школе - это подбор образовательных технологий, методов и приемов, которые позволили бы учащимся научиться самостоятельно и творчески учиться и встраивать полученное в процессе обучения в свою жизнедеятельность.

Решение этой практической задачи в моем опыте связано с развитием творческого потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы.

Цель опыта– развитие творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению, саморазвитию и успешной социализации

Для достижения этой цели была поставлена следующая задача:

создание информационно- образовательной среды, включающей в себя:

  • формы, методы и приемы работы по развитию у обучающихся

творческих способностей

  • комплекс нетрадиционных уроков, направленных на развитие интереса к участию в творческой работе
  • дидактический инструментарий, способствующий усвоению прочных знаний
  • программы элективного и факультативного курсов, программа

кружка, реализация которых будет способствовать развитию творческих

способностей учащихся

  • элементы современных образовательных технологий, способствующих достижению поставленной цели

Отсюда вытекает сущность моего инновационного опыта, которая заключается в создании и применении:

1. системы творческих заданий

2. Системы приемов для сравнительного анализа текста

3. Комплекса заданий по созданию ассоциативных рядов, презентаций, написания стихотворений

4. Системы нетрадиционных уроков

  1. Системы внеурочной деятельности

В основу моей концепции положена одна из главных идей Л.С.Выготского, связанная с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.

В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, направленных на развитие логического и критического мышления, умения самостоятельного добывания знаний и работы с новой информацией. Познакомившись с некоторыми из них, я определила для себя, какие технологии целесообразно применять и для развития творческих способностей в том числе:

  • -Технология деятельностного подхода (Л.С.Выготский, Н.Е. Щуркова), согласно которой на уроках должны быть использованы разнообразные виды деятельности:
  • -Технология личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская), в центре внимания которой – уникальная, целостная личность,, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
  • -Технология развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов), которая предполагает максимальные ориентации на творческое начало в деятельности школьников.
  • - Технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.П.Кудрявцев) - : «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности».
  • -Технология гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский), которая отличается гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

В школах действует много разных инновационных программ и технологий, способствующих развитию возможностей и способностей детей, часто невостребованных при традиционном обучении. Поэтому я пытаюсь на своих уроках разрешить вопрос формирования творчески мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.

Выбор форм, приемов и средств работы определяется принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям), а также принципами развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации.

В процессе обучения активно использую МЕТОДЫ, обеспечивающие личностное развитие ребенка, а именно: исследовательский метод в обучении; игровой метод (ролевые, деловые и другие обучающие игры); частично-поисковый; творческий; проблемный.

Выбор методов обучения базируется на используемых образовательных технологиях.

Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника являются технологии проблемного обучения с элементами ИКТ.

Также работе я использую следующие технологии:

  • Технология организации проектной деятельности
  • Технология исследовательского обучения
  • Игровые технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • РКМЧП

В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности учащихся в приобретении и применении полученных знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения творческих работ.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся).

- нетрадиционные уроки;

Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

В результате разумных сочетаний современных образовательных технологий, методов и приемов возрастает мотивация обучения и соответственно повышается творческий уровень восприятия материала.

Успешными являются многие приёмы, такие как:

  1. Погружение
  2. Ассоциации
  3. Кластер
  4. Синквейн
  5. Стилизация
  6. Творческий дневник
  7. Чтение с остановками
  8. Таблица ИНСЕРТ и многие другие.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

.При работе с текстом на уроках литературы применяю следующие приемы:

1.Чтение с остановками

2.Чтение с пометками INSERT

3.Двойной дневник

4.Кластер

5. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Мною создана система практических заданий, направленных на формирование творческих способностей:

1.Комплексный анализ текста

2. Нестандартные задания по лексической стилистике

  • «перевод» с русского на русский
  • лингвистические «угадайки»
  • лингвистические «почемучки»
  1. «Бином фантазии»\

При изучении темы «Морфемика» я познакомила ребят с оригинальным способом обучения сочинению- развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».

«Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.

Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.

Вот какие творческие работы получились у пятиклассников.

Суффикс и лисёнок.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Развитию творческих способностей способствуют дидактические игры. Такие, как:

  1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно
  2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте
  3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским
  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора

Очень любят мои ученики составлять синквейны.

СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.

В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.

Так же мною создается банк творческих заданий по литературе в электронном виде, причём сюда входят на только собственные методические разработки, но творческие работы, подготовленные учащимися.

Развитие творческих способностей предполагает не только урочную, но и внеурочную деятельность. Мною разработаны и внедряются в практику: программа кружка «Творческая мастерская», программа факультативного курса «Школа юного филолога», элективный курс для 9 класса «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме».

Такая работа направлена на сохранение познавательного интереса обучающихся через изменение образовательного пространства, повышение качественной успеваемости по предмету, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. Повышает уровень позитивного социального опыта.

Вся система приемов, форм, методов работы, которые я использую, направлена, в первую очередь, на воспитание и развитие активной, успешной, креативной личности, умеющей применять знания в нестандартной ситуации. Работая в этом году по новым стандартам, я убедилась в правильности выбора этой системы.

Результативность опыта.

Система работы способствует активному включению учащихся в процесс приобщения к творчеству, позволяет формировать устойчивый интерес к предмету.

Это можно оценить по беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности учеников, умению отстаивать свою точку зрения, убедительно рассуждать.

Умение грамотно выражать мысли в устной и письменной форме в динамике за 3 года выросло с 31% до 69%.

Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича.

По результатам диагностики в 6, 9, 11 классах наблюдалась позитивная динамика результатов. Основная масса школьников достигла среднего уровня – с 32% до 55%, высокого- с32% до 53%. Увеличилось количество школьников, достигших очень высокого уровня, что указывает на преимущества в развитии творческого потенциала школьников.

Внешние результаты: успешное участие ребят в муниципальных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах. Количество учащихся, принимающих участие в них, выросло с 37 до 82 человек. Появились победители и призеры, например в общероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе «Олимпус» в этом учебном году ребята заняли с 5 по 10 место.

Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления учащихся, способность к самовыражению, самореализации, умение принимать самостоятельные решения, работать в сотрудничестве.

Мои профессиональные достижения:

  1. 2 место в районном конкурсе «Учитель года-2011»
  2. Благодарственное письмо за подготовку лауреата премии им.Ю.А.Гагарина, 2012г.
  3. Грамота Департамента Смоленской области по образованию и науке за многолетний добросовестный труд, творчество, инициативу, новаторство в работе,2010 г.
  4. Диплом за организацию общероссийской предметной олимпиады «Олимпус»,2013г.
  5. Благодарность за организацию Всероссийского конкурса «Русский медвежонок», 2014
  6. Свидетельство участника областного конкурса «Учитель года – 2011»
  7. Свидетельство лауреата областного конкурса «Учитель года – 2011»
  8. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ,2012 г.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная система работы дает положительную динамику развития творческих способностей учащихся.

Категория: Литература
01.09.2015 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!