СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема моего опыта:
Информационно –образовательная среда как фактор развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Я работаю в школе девятнадцать лет и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.
Каждый год принимаем участие в районной олимпиаде по русскому языку, и каждый год одно из заданий – написать миниатюру, сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на лингвистическую тему… И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.
Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах по литературе баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение.
Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.
Во-первых, ребята стали меньше читать, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.
Во-вторых, плохо развита речь, скуден словарный запас.
В-третьих, мы живём в сельской местности, в так называемой глубинке, где сельским школьникам недоступен тот поток информации, который есть у городских, ведь тот же Интернет в нашей школе есть пока только в кабинете информатики. Отсюда появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы
В-четвертых, пассивное отношение школьников к обучению и низкий уровень восприятия учебного материала.
Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЯ:
Следствием этих противоречий является ПРОБЛЕМА: недостаточный уровень развития творческих способностей учащихся.
Одна из первостепенных задач обучения в современной школе - это подбор образовательных технологий, методов и приемов, которые позволили бы учащимся научиться самостоятельно и творчески учиться и встраивать полученное в процессе обучения в свою жизнедеятельность.
Решение этой практической задачи в моем опыте связано с развитием творческого потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы.
Цель опыта– развитие творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению, саморазвитию и успешной социализации
Для достижения этой цели была поставлена следующая задача:
создание информационно- образовательной среды, включающей в себя:
творческих способностей
кружка, реализация которых будет способствовать развитию творческих
способностей учащихся
Отсюда вытекает сущность моего инновационного опыта, которая заключается в создании и применении:
1. системы творческих заданий
2. Системы приемов для сравнительного анализа текста
3. Комплекса заданий по созданию ассоциативных рядов, презентаций, написания стихотворений
4. Системы нетрадиционных уроков
В основу моей концепции положена одна из главных идей Л.С.Выготского, связанная с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.
В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, направленных на развитие логического и критического мышления, умения самостоятельного добывания знаний и работы с новой информацией. Познакомившись с некоторыми из них, я определила для себя, какие технологии целесообразно применять и для развития творческих способностей в том числе:
В школах действует много разных инновационных программ и технологий, способствующих развитию возможностей и способностей детей, часто невостребованных при традиционном обучении. Поэтому я пытаюсь на своих уроках разрешить вопрос формирования творчески мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.
Выбор форм, приемов и средств работы определяется принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям), а также принципами развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации.
В процессе обучения активно использую МЕТОДЫ, обеспечивающие личностное развитие ребенка, а именно: исследовательский метод в обучении; игровой метод (ролевые, деловые и другие обучающие игры); частично-поисковый; творческий; проблемный.
Выбор методов обучения базируется на используемых образовательных технологиях.
Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника являются технологии проблемного обучения с элементами ИКТ.
Также работе я использую следующие технологии:
В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности учащихся в приобретении и применении полученных знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения творческих работ.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся).
- нетрадиционные уроки;
Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
В результате разумных сочетаний современных образовательных технологий, методов и приемов возрастает мотивация обучения и соответственно повышается творческий уровень восприятия материала.
Успешными являются многие приёмы, такие как:
Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
.При работе с текстом на уроках литературы применяю следующие приемы:
1.Чтение с остановками
2.Чтение с пометками INSERT
3.Двойной дневник
4.Кластер
5. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Мною создана система практических заданий, направленных на формирование творческих способностей:
1.Комплексный анализ текста
2. Нестандартные задания по лексической стилистике
При изучении темы «Морфемика» я познакомила ребят с оригинальным способом обучения сочинению- развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».
«Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.
Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.
Вот какие творческие работы получились у пятиклассников.
Суффикс и лисёнок.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Развитию творческих способностей способствуют дидактические игры. Такие, как:
Очень любят мои ученики составлять синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Так же мною создается банк творческих заданий по литературе в электронном виде, причём сюда входят на только собственные методические разработки, но творческие работы, подготовленные учащимися.
Развитие творческих способностей предполагает не только урочную, но и внеурочную деятельность. Мною разработаны и внедряются в практику: программа кружка «Творческая мастерская», программа факультативного курса «Школа юного филолога», элективный курс для 9 класса «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме».
Такая работа направлена на сохранение познавательного интереса обучающихся через изменение образовательного пространства, повышение качественной успеваемости по предмету, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. Повышает уровень позитивного социального опыта.
Вся система приемов, форм, методов работы, которые я использую, направлена, в первую очередь, на воспитание и развитие активной, успешной, креативной личности, умеющей применять знания в нестандартной ситуации. Работая в этом году по новым стандартам, я убедилась в правильности выбора этой системы.
Результативность опыта.
Система работы способствует активному включению учащихся в процесс приобщения к творчеству, позволяет формировать устойчивый интерес к предмету.
Это можно оценить по беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности учеников, умению отстаивать свою точку зрения, убедительно рассуждать.
Умение грамотно выражать мысли в устной и письменной форме в динамике за 3 года выросло с 31% до 69%.
Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича.
По результатам диагностики в 6, 9, 11 классах наблюдалась позитивная динамика результатов. Основная масса школьников достигла среднего уровня – с 32% до 55%, высокого- с32% до 53%. Увеличилось количество школьников, достигших очень высокого уровня, что указывает на преимущества в развитии творческого потенциала школьников.
Внешние результаты: успешное участие ребят в муниципальных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах. Количество учащихся, принимающих участие в них, выросло с 37 до 82 человек. Появились победители и призеры, например в общероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе «Олимпус» в этом учебном году ребята заняли с 5 по 10 место.
Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления учащихся, способность к самовыражению, самореализации, умение принимать самостоятельные решения, работать в сотрудничестве.
Мои профессиональные достижения:
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная система работы дает положительную динамику развития творческих способностей учащихся.
© 2015, Глинкина Елена Михайловна 1508