СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный младший школьник значительно отличается от своего сверстника 20-30 лет назад. Дело не только в обществе, но и в иных условиях развития. Влияние оказывают родители и друзья, а также СМИ, игры, фильмы, книги. Каждый день на ребёнка обрушивается огромный поток информации, которую он, в силу психических особенностей, не способен до конца проанализировать. Это приводит к тому, что школьника воспитывает Интернет. Верящий всему, что видит, ребёнок по незнанию соглашается с негативными моделями поведения. Для того чтобы не поддаваться вредному влиянию, освоить и сохранить общечеловеческие ценности, такие как честность, трудолюбие, добродушие и уважение, необходим педагог, способный не только учить, но и воспитывать.
В соответствии с ФГОС осуществлением функции воспитания занимается никто другой, как учитель. В ходе своей профессиональной деятельности, он осуществляет духовно-нравственное развитие и воспитание, прививая учащимся системы норм и ценностей, личностные качества. Поэтому, современному учителю важно не только обеспечить получение учащимися начального общего образования, но и сформировать развитые личности, имеющие духовно-нравственные представления об окружающем мире.
Обратимся к термину воспитание. Слово неоднозначное и имеет несколько трактовок. Так, академик Ю.К. Бабанский считал, что воспитание – это «процесс передачи старшим поколением общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни, труду, необходимый для обеспечения дальнейшего развития общества» [1, с. 6]. А.C. Макаренко был другого мнения и говорил, что воспитание есть не что иное, как «процесс формирования личности, включающий в себя выработку мировоззрения, нравственных качеств, эстетических идеалов, физическое развитие и подготовку к общественно полезному труду» [1, с. 7]. Если окунуться в прошлое, то можно узнать, что данный термин происходит от старославянского «питати», образованного с помощью суффикса «-ати» и основы «пита» (пища, хлеб) [3]. Неудивительно, что в современном русском языке под воспитанием понимают деятельность, направленную на развитие личности, её наполнение позитивными свойствами.
Чтобы у ребёнка сформировался устойчивый взгляд на мир, а сам он был разносторонним и гармонично развитым, в процессе обучения необходимо использовать конкретные формы, методы и приёмы.
Существует множество систем методов воспитания. Одной из таких является известная классификация, предложенная Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной [2, с. 137]. Её суть заключается в том, что методы делятся на три группы: убеждение, приучение, стимулирование.
Первая включает в себя разъяснение, рассказ, беседу, дискуссию и внушение. Эта группа направлена на то, чтобы у ребёнка развилась система нравственных понятий, а в сознании сформировались знания о труде, морали и общении. Основной инструмент – передача информации через слово.
Во вторую группу входит упражнение, поручение, воспитывающая ситуация, пример, требование. Методы приучения необходимы для закрепления определённых форм поведения, их совершенствования.
В третью группу включены методы, такие как поощрение и наказание, прояснение перспектив, соревнование, общественное мнение. Школьник должен осмысливать своё поведение, а для этого его поступкам нужно давать оценку. Педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, справедлив по отношению к любому ученику, а значит может сделать замечание отличнику, если тот шумит в классе, и похвалить троечника за активность на уроке.
Формы воспитания предполагают варианты организации учебно-воспитательного процесса. Они классифицируются:
1)по охвату (индивидуальные, групповые, классные, массовые);
2)по продолжительности (разовые – праздник, систематические – система классных часов, длительные – факультатив);
3)по характеру активности школьников (проекты, занятия, коллективные дела, соревнования, шоу);
4)по сфере применения (урочные и внеурочные);
5)по составу участников (классные, общешкольные, межшкольные);
6)по предметной стороне деятельности ученика (познавательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественное творчество и т.д.) [2, с. 144].
В формировании духовно-нравственного воспитания нельзя обойтись без приёмов, ведь они помогают школьникам развивать навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Например, с помощью приёма «Видеокейс» дети учатся анализировать происходящее на экране, соответственно, больше мыслить и предугадывать события прежде, чем они случатся. Для того, чтобы успешно применить данный прием в деятельности классного руководителя начальных классов, необходимо найти учебную конкретную ситуацию, описываемую средствами кино. Это может быть отрывок из фильма или мультфильма, детской передачи и т.д. После организации просмотра учащимися отрывка, нужно организовать обсуждение с помощью кейса с вопросами. Например: «Расскажите, какая ситуация произошла на видео?», «Что делал каждый из персонажей?», «Важно ли проявлять доброту по отношению к окружающим?». Отвечая на данные вопросы, учащиеся погружаются в процесс дискуссии, приводят аргументы, высказывают свои мнения и приходят к конкретной точке зрения, подводя итог. Другой, не менее интересный игровой приём – «Как в жизни», в ходе которой обучающиеся примеряют на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Этот прием особенно будет интересен младшим школьникам, т.к. игровая деятельность мотивирует к участию. Например, учитель моделирует конкретную ситуацию, используя учебное пространство, выбирает необходимый реквизит для создания нужной обстановки, раздает детям небольшие сценарии с ролями и действиями. Учащиеся в это время читают его, берут необходимый реквизит и отыгрывают свою роль в данной ситуации. После чего, учитель организует обсуждения с помощью таких вопросов, как: «Что мы наблюдали?», «Почему произошли две разные ситуации?», «К чему может привести подобное поведение» и т.д. С помощью данного приема, можно закрепить понятия, модели поведения. Таким образом, они учатся различать нравственные поступки и безнравственные, понимать, по какой причине сложилась та или иная ситуация. В приёме «Добрые слова» дети вспоминают приятные слова, которые можно сказать близким людям, добрые слова, озвученные героями сказок, мультфильмов. Благодаря данному приёму, школьники осознают силу слова и то, как важно проявлять заботу об окружающих. Например, учитель организует воспитательное мероприятие, в котором в самом начале учащиеся подбирают «добрые слова», называя своего соседа. Такой прием поможет не только настроиться на начало работы, но и даст возможность почувствовать детям важность поддержки.
В заключении стоит отметить, что применяя данные методы, формы и приемы в работе классного руководителя начальных классов, педагог сможет сформировать духовно-нравственно развитых личностей, которые, несомненно, ценны в нашем обществе.
Список литературы
1. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
2. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Семантические изменения понятия [Электронный ресурс] // studopedia.ru URL:
© 2023, Слипченко Кристина Сергеевна 274