СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Достигнуть успеха в воспитании и бучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества направлена на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойного человека. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме « школа-семья».
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы. К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. К индивидуальным формам: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Только в процессе индивидуальной работы, в обстановке доверия и взаимопонимания, учитель имеет возможность помочь родителям конкретным советом, добрым пожеланием. Мастерство воспитания начинается с пристального внимания к особенностям каждого ребёнка, его интересам, запросам, наклонностям. Индивидуальный подход означает умение видеть маленькие и большие переживания детей, их тревоги и огорчения. Сочувствие взрослого является дорогой помощью для ребёнка.
Эффективность работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на помощь и поддержку, использовать различные формы связи с ними и правила взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Например, эти правила могут быть таковы:
10. Если родители принимают активное участие в жизни школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией.
Родительское собрание - одна из форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общее мнение, коллектив.
Каждому классному руководителю хочется, что бы уходя с собрания, родители имели искорку надежды, что вместе мы сможем много. Четко и хорошо спланированная работа родителей класса всегда приносит свои плоды.
Очень значимой формой деятельности классного руководителя с семьёй учащихся является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Уже в школе, таких ситуаций, бывает много: кризисы адаптации к школьному обучению, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей. Если ребёнок в школьном возрасте выходит из повиновения родителей и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья, то ему обязательно нужна помощь. При поддержке родителей, психолога и социального педагога проводятся мероприятия в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания):
«Курить - жизни вредить», «Нет - вредным привычкам».
Индивидуальная коррекционная форма работы классного руководителя должна быть направлена и на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребёнка в обычном классе бывает очень трудным. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе. В школе проходят занятия кружка «Одарённые дети».
Чем активнее будет сотрудничество и большее понимание детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это - незыблемое правило работы с семьёй, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.
Так почему же классные руководители часто неудовлетворенны сегодняшним воспитанием детей в семье?
На воспитание ребёнка у родителей сейчас не хватает времени, на первом месте у них работа. Причина вполне уважительная. Ею можно оправдать многое. А между тем существует правило, известное всем: времени не хватает на то, что их увлекает. Ведь прогулка с ребёнком, чтение, разговоры - всё это требует напряжения. Пока они маленькие, отвечать на эти вопросы скучно, не хватает терпения. А ведь наступит горькая расплата: когда дети подрастут и начнут уклоняться от общения с родителями, потому что они утратили влияние на них.
Целесообразно проводить классным руководителям часы общения с привлечением родителей, бабушек, дедушек. Школьники очень рады, когда их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, экскурсиях, походах, посещениях музеев, выставок, театра, общаются с детьми и родителями всего класса.
Очень важно сдружить не только детей, но и родителей.
Любимые совместные мероприятия - праздники. Их любят взрослые и дети. Они наполняют школьную атмосферу радостью общения.
Совместно с семьёй классный руководитель работает над моделированием выпускника школы. Каким мы хотим видеть своего выпускника?
Это человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.
Это человек, постоянно занимающийся самообразованием.
Это человек, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями, вероисповеданием.
Это человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков.
Это человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании.
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличия у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата.
Работу с родителями можно справедливо назвать самой почётной, но и самой трудной в педагогической деятельности.
© 2017, Яловенко Оксана Петровна 1029