СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы классного руководителя с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документы учителя, подтверждающие его заслуги (аттестационный лист, награды и т.д.), находятся на столе

Уважение к классному Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношение с ними должно быть построено на доверии. В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы. Организации внеурочных мероприятий. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находиться под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • Участие в управлении школы.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

  • Родительских университетов;
  • Конференций;
  • Индивидуальных и тематических консультаций;
  • Родительских собраний;
  • Тренингов.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:

  • Дни творчества детей и родителей;
  • Открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • Помощи в организации и проведении внеклассных дел;
  • Родительского общественного патрулирования;
  • Шефской помощи.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • Участие родителей класса в работе совета школы;
  • Участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общешкольного контроля.

Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:

  • Знакомство с классом и родителями;
  • Постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей.

Первый этап подразумевает работу в новом классе. Это может быть первый, пятый или класс, переданный другому учителю. В любом случае, новый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то не желает принимать участие в жизни класса, кто-то настолько активен, пытается участвовать в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей и часто педагогического коллектива. Поэтому на данном этапе важно сформировать уважительное отношение родителей к классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний психологии ребенка. Примерный план работы с родителями на первом этапе: План проведения первого родительского собрания:

1. Представление учителя

Полное портфолио: представление руководителю начинается, в первую очередь, с уважения к нему как к учителю предметнику. После собрания родители могут ознакомиться с документами.

2.Заполнение родителями анкет

Анкеты для оформления журнала, для дальнейшей работы классного руководителя.

Журнал класса и портфолио каждого ученика

Родителям важно понять, что учитель намерен контролировать деятельность ребенка.

3. ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя

Чтение локальных актов школы и класса.

Локальные акты школы и класса

Родители четко определяют для себя правила школы; знакомство с требованиями классного руководителя позволяют им понять, что учителю не безразличны учащиеся.

4. Обсуждение плана совместной работы

План работы на год или четверть. Начало общего дела: съемка фильма о классной жизни, который будет показан полностью в 11 классе; постоянное совместное (учитель, родитель дети) оформление стенда или классной газеты после каждого мероприятия и т.д.

Журнал родителей и классного руководителя, в котором отражен план работы класса с распределением обязанностей родителе.

Распределение обязанностей, выбор родительского комитета.

5. Обсуждение внеклассных мероприятий проводимых родителями.

Предложения классного руководителя и родителей с учетом времени года, мероприятий в классе.

Классный руководитель отслеживает организацию того или иного мероприятия; в последствии все мероприятия обсуждаются на родительских собраниях.

Второй этап занимает все оставшееся время обучения детей в классе – 4 года или 6 лет. Для того, что успешно преодолеть кризис подросткового возраста ребенка, важно помнить, что только при совместной работе возможно достижение высоких результатов. С привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей с целью формирования мотивации совместной деятельности на втором этапе работы, когда дети подросли, а многие родители чувствуют усталость или даже беспомощность при общении со своими детьми. Роль классного руководителя здесь велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяли и доверяют. Проведение круглых столов помогает выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы. Важно при каждой встрече на собраниях проводить опрос: что получилось, а что нет совместной деятельности,; какая помощь нужна на данном этапе. Многим родителям интересно было бы прослушать лекции психолога. Классному руководителю необходимо проводить мини-лекции для родителей по безопасности жизнедеятельности детей, индивидуальные беседы по разбору трудных ситуаций, по обсуждению конфликтов или в том случае, если классный руководитель просто почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка, прочитав странички его портфолио. Интересная и новая форма работы с учениками подросткового возраста - брифинг, проводимая раз в четверть с участием родителей и педагога. Брифинг – краткая встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На вопросы детей отвечают родители и учитель. Организация данной работы не требует много времени. Из числа родителей выбирается инициативная группа, которая вместе с учителем входит в президиум. Детям зачитываются правила:

  • вопросы должны быть поставлены корректно, без упоминания конкретных имен;
  • задающие вопросы не должны перебивать друг друга и спокойно выслушивать ответы;
  • ответы должны быть краткими, но точными; если ответ подразумевает дополнительное объяснение, остальные члены президиума могут помочь отвечающему;
  • вопросы составляют заранее, передают старости класса и, по желанию детей, заранее показывают отвечающим.

К новой форме работы классного руководителя относится ведение «Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда он помещает информацию об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностики каждого ученика. Информацию об ученике заполняют раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Учитель может пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками). Папка должна быть со съемными страничками для удобства раздачи родителям. Страничка, посвященная учащемуся, может выглядеть следующим образом:

  • Ф.И.О. учащегося, дата и место рождения.
  • Ф.И.О. родителей, их место работы, все контактные телефоны.
  • Условия проживания (отдельная комната, есть ли рядом бабушка или дедушка и т.д.)
  • Дополнительное образование (секции, кружки, и т.д.), место и время посещения
  • Наличие домашних животных
  • Увлечение ребенка, способы проведения свободного времени
  • Увлечение семьи, способы проведения совместного досуга, отпусков
  • Проблемы со здоровьем, названия необходимых лекарств и препаратов, вызывающих аллергию
  • Режим ребенка в будни и выходные
  • Окружение ребенка (с кем общается вне дома): друзья, родственники, приятели.
  • Время нахождения в школе (во сколько приходит домой) и примерная продолжительность выполнения домашнего задания.
  • Успехи ребенка за последнее время (ваше мнение)
  • Неудачи ребенка (что вызывает у вас опасения или трудности)
  • Совместные планы семьи на ближайшее будущее
  • Какие мероприятия в классе вы готовы организовать совместно с другими родителями и классными руководителем.

По желанию родителей могут быть добавлены следующие пункты:

  • Что нравиться в организации работы школы и класса?
  • Что не нравиться в организации работы школы и класса, ваши пожелания и предложения?
  • Какие вопросы, касающиеся непосредственно вашего ребенка, вы хотели бы обсудить с классным руководителем или психологом?
  • Что о вашем ребенке вы хотели бы сообщить классному руководителю?

Наличие таких папок облегчит работу классного руководителя, т.к. в них содержится необходимая информация о семье ученика. Учитель может отслеживать изменения, происходящие с ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна педагогическая помощь. Создание условий для успешной совместной работы классного руководителя и родителей – важная задача классного руководителя. Для успешного взаимодействия с родителями необходимо:

  • Исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
  • Фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
  • Убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;
  • Объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;
  • Создать доверительную атмосферу разговора;
  • Вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;
  • Быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.

Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.

04.04.2017 16:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!