СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и формы работы по просвещению родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и формы работы по просвещению родителей. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно – воспитательного процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга. В нашей практике сложилось пять функций работы гимназии и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы. 1 функция. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса, организуемого гимназией, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно – воспитательном процессе гимназии. 2 функция работы классного руководителя с родителями – психолого – просветительское просвещение. 3 функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличения позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в гимназии воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. 4 функция. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого – педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся. Другое направление – оказание родителям психолого – педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. 5 функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс и участие в его управлении в гимназии. Психолого – педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм работы с семьёй: Ø родительские университеты; Ø конференции; Ø индивидуальные и тематические консультации; Ø родительские собрания; Ø тренинги. Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс проходит с помощью следующих форм деятельности: Ø дни творчества детей и их родителей; Ø открытые уроки и внеклассные мероприятия; Ø помощь в организации проведении внеклассных дел и укреплении материально – технической базы гимназии; Ø родительское общественное патрулирование; Ø шефская помощь. Участие родителей в управлении учебно – воспитательным процессом организуется с помощью следующих форм деятельности: Ø участие родителей в работе Совета гимназии; Ø участие родителей в работе родительского комитета. Большое внимание необходимо уделять просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Одной из главных и наиболее распространённых форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть: ü организационными; ü текущими или тематическими; ü итоговыми; ü общешкольными и классными. Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Для психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники психологического центра гимназии: психологи, социальные педагоги, валеолог, логопед – постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги. Этапы родительского собрания. 1 этап. Организация родительского собрания. Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя со всеми учителями – предметниками. Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной деятельности их ребёнка, именно поэтому необходима подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребёнку отдельно. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания, заблаговременно пригласив родителей. Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания подготовка классного помещения. Настроение родителей меняется в лучшую сторону уже тогда, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе. 2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение, любое собрание должно включать 5 обязательных компонентов: § Анализ учебных достижений учащихся. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала следует предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением учителей – предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций. § Ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников». § Психолого – педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого – педагогической компетентности родителей – одна из важных задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д. § Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчёта о проделанной работе и информации о предстоящих делах: финансовые проблемы лучше обсудить заранее с родительским комитетом. § Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительские собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». 3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; всё это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. информация об итогах родительского собрания доводится до администрации и коллег – педагогов. Советы психологов. ® Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. ® Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов. ® Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей. ® Перед началом родительского собрания объявите повестку дня собрания. ® Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. ® Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. ® Поблагодарите всех, кто нашёл время придти. ® Дайте родителям понять, что вы хорошо понимаете как, трудно ребёнку учиться. ® В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. ® Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плозой человек». ® Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку. Не стоит: ® Осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее родительское собрание. ® Сравнивать успеваемость и успехи отдельных учеников и разных классов. ® Давать негативную оценку всему классу. ® Переоценивать значение отдельных предметов. ® Избирать для общения назидательный тон. И ещё раз – будьте предельно корректны и тактичны. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы гимназии с родителями и исходя из запросов родителей класса. На классном родительском собрании обсуждаются вопросы учебно – воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и гимназии, подводятся итоги. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Правила подготовки классного родительского собрания. Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Правило четвёртое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным. Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и подготовленным. Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой – то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьёзной и тщательной подготовки. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы гимназии разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании детей. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовится. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребёнком, его ближайшем окружением, педагогами, причём делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по их решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации. Требования к проведению консультации. 1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и классного руководителя. 2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов. 3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме. 4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме. 5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз. 6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. 7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках по сравнению с сегодняшним днём. 8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя. 9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону. 10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних лиц.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по – новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное разрешение. Как вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс? Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно – воспитательном процессе в гимназии и в своих классах. Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Не менее интересными могут быть информационные классные часы, которые могут проводить родители – профессиональные газетчики, журналисты, представители других профессий. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Всё зависит от того, насколько классный руководитель смог привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении дискотек и праздничных вечеров в гимназии. Участники родительского патрулирования наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя. Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. По рекомендации родительского комитета гимназии некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен поощрять самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся. Формы поощрения родителей самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

07.01.2015 19:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!