СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерный подход в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень люблю проект TedX. Это частный некоммерческий фонд, который с 1984 года проводит конференции на различные темы. Отдельные люди или группы людей, объединенные одной проблемой выступают на сцене с короткими 10минутными сообщениями на любую тему, которая их волнует. Люди совершенно разных профессий, конфессий, полов, рас, возраста и места жительства встречаются вместе и доносят до слушателей те проблемы, которые их волнуют.

Много тем по глобальному изменению погоды, о политике, науках, социальные темы, личные, психологические, семейные и т.д.

Меня заинтересовала одна тема, которая долго не давала мне покоя. Человек на сцене рассказывал о том, что миру необходимы гендерно-нейтральные туалеты. Казалось бы, уже чуть ли не официально в некоторых странах вводят понятие третьего пола или гендерно-нейтральный пол. Родителей записывают уже не как мама и папа, а как родитель 1 и родитель 2. Но нет же, людям необходимы еще туалеты, которые не ущемляли бы их права быть эмоционально-счастливым в нашем современном обществе.

Человек на сцене очень трогательно рассказывал про то, что посещая общественные туалеты индивид, который не может или не хочет определять свой гендер, испытывает чувство неловкости и зачастую даже стресс, что может привести к развитию такой страшной болезни как депрессия.

И пока я слушала выступление, я задумалась. Вот мне и, я думаю многим из вас, в жизни повезло. Моя социальная позиция была принята мной и моим телом как данность. Без проблем, без революций, без скандалов. Да, я с детства знала, что я девочка, что мне предстоит в жизни быть мамой, женой, что я должна быть нежной, ласковой, послушной, слабой, верной (это из положительных) и из не очень положительных я всегда была уверена, что мне простят капризность, вспыльчивость, хаос в голове, ветренность, экстравагантность и болтливость.

Люди в массе своей очень послушны, они с покорностью принимают свои роли в обществе, но не все! Есть определенный процент людей, которые не могут смириться с тем, какие правила им диктует общество. Если эта их непокорность не приносит этому обществу вреда, то социум очень лояльно к ним относится. Мы же все люди, вроде одинаковые, но такие разные. Никто не должен страдать от того каким он родился и от того, кем он родился.

И вот в конце 20 века в обществе появилось такое понятие как гендер. Теперь мужчины и женщины делятся не только по полу, но и по гендеру, который отражает не биологическое их предназначение, а социокультурное. Другими словами, если женщина желает управлять танковой дивизией, то гендер не может помешать ей в исполнении мечты, тоже самое и у мужчин. Многие папы сейчас сидят в декретном отпуске и наше общество уже не смотрит косо на такого мужчину. Потому что люди становятся гендерно-терпимыми, понимая, что роли мужчины и женщины смешались в современном мире.

Как же это повлияло на систему образования? Новый ФГОС (второго поколения) не делит детей по гендерному признаку. К слову, совершенно! Нет ни одного упоминания про то, что дети бывают разных полов. То есть получается, что для выполнения государственного заказа нет разницы к какому гендеру принадлежит человек, главное, чтобы он был специалист высшего уровня.

Собственно, так они и пишут. «Одной из важнейших задач является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.» По сути всё правильно, все навыки должны развиваться в равной степени у всех учеников. Но специалисты, которые составляли программу немного забыли о том, что мальчики и девочки имеют от природы немного разный набор особенностей и игнорирование гендерной принадлежности может негативно повлиять на становление юного характера.

Мне кажется, что на данном этапе в нашей системе образования и тем более в нашем предмете всё стало настолько гибким и податливым, что каждый учитель вправе сам выбирать какую жизненную философию он хочет донести до ученика, главное, чтобы его цели и задачи совпадали с требованиями ФГОС.

Такой подход может привести к непредсказуемым последствиям, потому что отсутствует четкая структура. Педагогические кадры – это тоже люди со своими характерами, нравами, жизненными установками и позициями. Возможно, именно поэтому сейчас часть учебных заведений работают по старинке, разделяя мальчиков и девочек на разные группы, а другая часть идет на встречу современному миру и не делят обучающихся на гендерные подгруппы.

Сегодня своим выступлением я не смогу решить эту дилемму. Лично у меня, как у молодого учителя технологии в голове полная каша, потому что я понимаю какие преимущества есть и у того и у другого подхода. Я отдаю себе отчет в том, что мир не стоит на месте, что жизнь меняется супербыстрыми темпами, что социум предъявляет своим гражданам определенные требования, которые закладываются в школе именно на моих уроках и я чувствую свою ответственность за то, что мне нужно сделать правильный выбор.

Естественно, в нашем сложном мире многое зависит от окружения. Всегда можно сослаться на то, что нет возможностей, нет финансирования, нет ресурсов. Всегда можно оправдать себя тем, что существуют начальники, системы, приказы, которые говорят, как надо делать.

Я пришла в школу, в которой всегда было так как есть! И я не собираюсь устраивать революцию, потому что понимаю, что в образовании любые радикальные методы приводят к гибели системы. Но мне, как специалисту, очень важно, чтобы на выходе моя работа давала те результаты, которые не просто будут соответствовать ФГОС, а которые сделают счастливым ребенка, закончившего курс технологии. Кстати, вы заметили, что ФГОС не ставит своей задачей выпустить счастливую или успешную личность? Это именно потому что нет критериев оценки счастья или успеха. Они у всех свои.

Например, мои критерии счастья, это гармоничная во всех отношениях личность, которая нашла себе место в современном обществе и спокойно в нем существует. Здоровое отношение к себе, к окружающим, к результату своей деятельности – это залог счастливой жизни. Счастливым можно быть только тогда, когда ты чувствуешь себя уютно там, где ты находишься, будь это твоё тело, твоя группа по технологии или даже общественный туалет. Делая выводы я понимаю, что современному миру необходимо гендерно-нейтральное отношение, потому что только так личность сможет самореализоваться в полной мере.

Универсальность – это преимущество нашего предмета. Мы учим людей тем основам, которые пригодятся им в жизни независимо от того, какого они пола. Нужно дать возможность учащимся попробовать всё, чтобы понять какой путь выбрать.

В своей деятельности я активно ищу ответ на вопрос, делить или не делить группы по гендерному типу, но пока чёткого ответа, который устроил бы меня на все 100% я так и не нашла. Благо в нашем методическом объединении есть различные варианты деления, которые практикуются другими учителями. Такой опыт очень ценный и важный, потому что дает возможность найти тот путь, который объединил бы преимущества полоролевого обучения и гендерно-нейтрального. Вернее, даже не объединил, а взял только лучшие качества от обоих.

Категория: Технология
18.01.2020 18:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!