СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гендер в физическом воспитании
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А.Сухомлинский/
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка. Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.
Первичная половая идентичность, по данным ученых, складывается приблизительно к 1,5 – 2 годам. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих его людей, но ассоциирует его с такими случайными признаками, как одежда, прическа. В 6-7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры и партнеров; создаются однополые компании, что в свою очередь способствует осознанию половых различий.
Одной из первых особенности развития основных движений у детей дошкольного возраста, связанные с половыми различиями, исследовала Е. Г. Леви-Гориневская (30-50-е годы прошлого века). В зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Эти данные были получены в ходе экспериментов, проводимых С. Ярнесаксом, В. Урицкой, И. Поповым, Э. Пээбо и др. Так экспериментальные уроки по системе Э. Ю. Пээбо включали следующие виды движений:
Ученые С. Ярнесакс, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера. Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движения кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной руки. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча. Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования.
Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами. Однако следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью и наоборот.
Суммируя все вышесказанное, все же нужно помнить, что проведение раздельных занятий, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний, а воспитателя – возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.
Важным в данном вопросе является работа с родителями. Очевидно, что для того чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.
В последнее время распространение получили следующие направления работы: секции, кружки, оказание платных дополнительных образовательных услуг. Так, секцию по спортивной гимнастике посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются общей физической подготовкой, элементами борьбы. А вот кружки по народным играм, плаванию, настольному теннису доступны и девочкам, и мальчикам.
В любом дошкольном учреждении можно найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечивать и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития:
- на занятиях девочкам и мальчикам предъявлять разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек);
- в упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи, кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи);
- подвижные игры обеспечивать с учетом интересов мальчиков и девочек;
- в физкультурные досуги и развлечения включать игры и эстафеты с элементами метания;
- привлекать родителей к работе по данной теме.
Литература:
© 2015, Насыбуллина Лютфия Фирдусовна 721