СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гимнастика состоит из разнообразных, более простых и более сложных движений, которые складываются в различные комбинации. Гимнастика развивает самые различные группы мышц, совершенствует работу центральной нервной системы и органов чувств, вырабатывает у человека способность точно соразмерять силу, скорость и направление своих движений. При этом совершенствуется не только двигательный аппарат, но и работа внутренних органов. Гимнастика является основой физического воспитания. Она должна быть обязательным элементом тренировки и общего развития каждого спортсмена. Принято различать следующие виды гимнастики: основную, гигиеническую, спортивную, художественную и акробатику. Кроме того, существует еще так называемая вспомогательная гимнастика, которая в свою очередь подразделяется на спортивно-вспомогательную, помогающую спортсменам добиваться больших успехов в том или ином виде спорта, гимнастику на производстве и лечебную гимнастику, применяемую при ряде заболеваний.
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА)
Каждый человек, независимо от возраста, должен начинать день десятиминутной гигиенической гимнастикой. Это незаменимое средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Утреннюю гимнастику называют «зарядкой», и она действительно «заряжает» человека бодростью и энергией. Недаром В. И. Ленин в письме к своей сестре М, И. Ульяновой советовал: «А главное, не забывай ежедневной обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно!». Широко известны слова К. Е. Ворошилова: «Кто не занимается регулярно физической тренировкой, тот уподобляется человеку, сознательно решившему состариться к 45 годам и форсировать свое одряхление». Великий русский поэт А. С. Пушкин отличался крепким сложением и хорошим здоровьем. Этому способствовали постоянные занятия гимнастикой. П. В. Анненков писал: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была чрезвычайно развита гимнастическими упражнениями». Утренняя гимнастика помогает организму перейти от сна, от состояния разлитого торможения головного мозга к трудовой «настроенности» центральной нервной системы. Во время зарядки в действие включаются различные группы мышц. Из мышц, сухожилий, суставов импульсы (волны возбуждения) направляются в мозг, который в ответ на это усиливает работу сердечно-сосудистой системы, легких и других органов. Утреннюю гимнастику надо делать натощак, в хорошо проветренной комнате или на открытом воздухе, в одних трусах или в самой легкой одежде. Очень хорошо делать зарядку под музыку и по указаниям инструктора, которые каждое утро в определенные часы передаются по радио. Можно также пользоваться граммофонными пластинками, на которых записаны указания инструктора с «музыкальным сопровождением». Особое внимание нужно обращать на обучение правильному дыханию. Лучшее положение для вдоха: человек стоит на широко расставленных ногах с отклоненными несколько назад головой и туловищем, а грудью вперед с руками на поясе. Лучшее положение для выдоха: человек стоит так, что стопы соприкасаются, руки опущены, туловище несколько наклонено вперед. Очень полезно дыхание с удлиненным выдохом, так как при этом увеличивается вентиляция легких. Выполняя упражнения, необходимо следить за ритмичностью дыхания, которое ни в коем случае нельзя задерживать. При появлении: одышки нужно сделать перерыв. За гимнастикой обязательно должно следовать влажное обтирание или обливание или душ. В конце этой главы приведены комплексы упражнений для начинающих заниматься утренней гигиенической гимнастикой.
ГИМНАСТИКА В СРЕДНЕМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Нередко люди, в молодости занимавшиеся гимнастикой, в возрасте 40-50 лет бросают ее. Между тем именно в это время гимнастика имеет очень большое значение для укрепления здоровья и помогает увеличить продолжительность активной трудовой жизни. Почему в пожилом возрасте движения становятся более медленными и неловкими? Основная причина этого не столько старение мышц, костей и связок, сколько главным образом отсутствие упражнения, меньшая подвижность многих пожилых людей. Из-за этого ухудшается управление движениями со стороны высших отделов центральной нервной системы. Систематическая гимнастика, проводимая по специальной методике для пожилых людей, благотворно влияет на сердце, кровеносные сосуды и нервную систему, улучшает обмен веществ, снижает вес тела у тех, кто склонен к тучности, исправляет осанку тела и походку, создает бодрое настроение и повышает трудоспособность. О задачах гимнастики в любом возрасте мы уже говорили. Кроме того, в пожилом возрасте особенно важно при помощи гимнастики улучшать работу высших отделов нервной системы, бороться с возрастной атрофией послаблением мало работающих в обычных условиях мышц, помогать движению крови и лимфы, улучшать дыхание и обмен веществ.
ГИМНАСТИКА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И. М. Сеченов доказал, что лучшим средством восстановления сил и работоспособности является но пассивный, а активный отдых, когда работают те мышцы, которые раньше совсем не участвовали или мало участвовали в движениях. Опыты И. M. Сеченова наглядно объясняют полезное действие специально подобранных физических.упражнений во время кратковременных перерывов на протяжении рабочего дня. Эти так называемые физкультурные паузы очень благоприятно отражаются на здоровье рабочих и на их работоспособности, снижают травматизм и производственный брак. Можно привести многочисленные примеры повышения производительности труда на тех предприятиях, где регулярно проводится гимнастика во время перерывов в работе. Так же благоприятно действует и пятиминутная вводная гимнастика перед началом работы. Она уменьшает время «вхождения в работу», помогает рабочему быстро войти в должный темп и ритм выполняемых трудовых операций. После вводной гимнастики работа идет легче, меньше утомляет. Комплексы упражнений для вводной гимнастики и физкультурных пауз должны подбираться специалистом-инструктором в зависимости от вида труда. При этом надо учитывать положение тела во время работы, а также то, на какие группы мышц падает большая нагрузка во время работы и какие мышцы в это время мало участвуют или совсем не участвуют в движениях. Так, например, работа токарей, фрезеровщиков, строгальщиков, револьверщиков, сверловщиков и представителей ряда других профессий связана с длительным напряжением мышц туловища и ног. Поэтому лицам, выполняющим такие работы, рекомендуется во время физкультурных пауз выполнять упражнения, связанные главным образом с работой других мышц: 1) медленное потягивание с глубоким дыханием; 2) прыжки или бег на месте; 3) расслабление мышц рук и ног; 4) поклоны и повороты туловища; 5) упражнения на точность движений и внимание. Если работа производится сидя, надо для физкультурной паузы подобрать упражнения, связанные преимущественно с движениями мышц ног и туловища. Если работа связана с постоянными движениями рук, надо во время физкультурной паузы предоставить отдых рукам и ввести в действие мышцы туловища и ног и т. д. Комплексы упражнения желательно менять каждые 10-15 дней, причем упражнения должны постепенно усложняться, но при этом нужно следить за тем, чтобы выполнение их не вело к утомлению, а, наоборот, создавало ощущение бодрости. Физкультурную паузу в цехе можно проводить один-два раза в течение рабочего дня по 5-7 минут. Особенно полезно устраивать физкультурные паузы каждые 2-3 часа для работников умственного труда, у которых сидячее положение тела вызывает застой крови в венах. Во время физкультурной паузы нужно выполнять простые и не требующие чрезмерного напряжения гимнастические упражнения.
ЧЕРЕЗ ГИМНАСТИКУ К СПОРТУ
Разнообразные гимнастические упражнения способствуют гармоничному развитию мускулатуры и благоприятно сказываются на всех органах. Кроме того, гимнастика служит средством для общей физической подготовки организма к специальным спортивным упражнениям. Занятия спортом ведут к более высокому совершенствованию в выполнении отдельных физических упражнений, к достижению максимальных результатов в этом отношении. Соревнования спортсменов, стремление добиться победы, чувство удовлетворения в связи со спортивными достижениями - все это делает разные виды спорта еще более привлекательными и интересными.
© 2017, Раззакова Малика Сабуровна 534