СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы-исключения (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном русском языке глаголы имеют два спряжения. Спряжение опре­деляется по окончанию, если оно ударное, и по инфинитиву, если оно безудар­ное. Ко 2-ому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (водить, ловить, любить, носить, хвалить), кроме глаголов брить, зиждить­ся, зыбиться, стелить, а также семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слышать). Остальные глаголы – 1-ого спряжения.

Наверное, у многих школьников возникает вопрос, почему же эти всем извест­ные глаголы, относясь ко 2-ому спряжению, изменяются особым образом, являются исключениями. Попробуем в этом разобраться, не углубляясь в далёкое прошлое.

Начнём с рассмотрения тех глаголов, которые указываются как исключения во всех школьных учебниках и пособиях по орфографии, т.е. с глаголов брить, сте­лить и глаголов на -еть и -ать. У глагола есть две основы: основа настоящего времени, которая определяется по форме 3-го лица множественного числа (дела­ют делаj, ходят ход’-), и основа инфинитива, которую мы выделяем из не­определённо-личной формы глагола, отбрасывая инфинитивное -ть (делать дела-, ходить ходи-).

По соотношению основ все глаголы делятся на классы. Класс глагола – это группа глаголов, которые имеют одинаковые основы настоящего времени и ин­финитива. Есть классы продуктивные (они пополняются новыми глаголами) и непродуктивные (они включают определённое количество глаголов и не пополня­ются новыми словами). Глаголы на -еть и -ать, которые являются исключения­ми, относятся к непродуктивным классам, но среди продуктивных классов тоже есть глаголы, оканчивающиеся на -еть и -ать. Сопоставим их.

Глаголы на -еть.

Глаголы на -еть образуют две неоднородные группы. Первую группу состав­ляют глаголы 1-ого спряжения, в которых суффикс сохраняется также и в насто­ящем времени:

белеть – белею, белеешь, белеет;

болеть – болею, болеешь, болеет;

жалеть – жалею, жалеешь, жалеет;

иметь – имею, имеешь, имеет;

слабеть – слабею, слабеешь, слабеет;

худеть – худею, худеешь, худеет.

Для обозначения таких глаголов используется термин неусекаемые глаголы.

Во вторую группу входят глаголы 2-ого спряжения, в которых суффикс -е- в настоящем времени утрачивается:

висеть – вишу, висишь, висит;

глядеть – гляжу, глядишь, глядит;

гореть – горю, горишь, горит;

греметь – гремлю, гремишь, гремит;

сидеть – сижу, сидишь, сидит;

шуметь – шумлю, шумишь, шумит.

Эти глаголы называются усекаемыми. Они составляют группу непродуктив­ных глаголов, которая включает всего 48 глаголов. Подавляющее большинство этих глаголов имеет ударное личное окончание (скорбишь, горишь, гремишь, шу­мишь). Но в некоторых из них личное окончание может быть безударным. Это семь глаголов, которые являются исключениями:

вертеть – верчу, вертишь, вертит;

видеть – вижу, видишь, видит;

зависеть – завишу, зависишь, зависит;

ненавидеть – ненавижу, ненавидишь, ненавидит

обидеть – обижу, обидишь, обидит;

смотреть – смотрю, смотришь, смотрит;

терпеть – терплю, терпишь, терпит.

Названные глаголы относятся ко 2-ому спряжению и имеют в личных оконча­ниях букву и. Что объединяет эти семь глаголов с глаголами 2-ого спряжения? Во-первых, суффикс -е- в инфинитиве, во-вторых, его утрата в личных формах, в-тре­тьих, и это самое главное, одинаковый характер чередования последнего соглас­ного корня.

В глаголах 2-ого спряжения происходит чередование согласного в 1-м лице единственного числа с иным согласным во всех остальных личных формах. Так, глагол ловить 2-ого спряжения имеет в 1-ом лице единственного числа корень ловл-(ловлю), а в остальных лицах – -лов- (ловишь, ловит, ловим). Ср. также: висеть вишу, но висишь, висит, висим; шуметь шумлю, но шумишь, шумит, шумим.

Такое же чередование есть и у семи глаголов-исключений: видеть вижу, видишь, видит; терпеть терплю, терпишь, терпит; зави­сеть завишу, зависишь, зависит и т. д.

В отличие от глаголов 2-ого спряжения, глаголы 1-ого спряжения имеют другое чередование, в них по конечному согласному корня инфинитив противопоставля­ется всем личным формам (писать пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут), а чередование в 1-ом лице характеризует только те глаголы, основы кото­рых оканчиваются на к и г (пеку печёшь, могу можешь).

Таким образом, «исключительность» глаголов-исключений состоит только в том, что они имеют безударное личное окончание.

Глагол вертеть требует отдельного комментария. В XVIII–XIX вв. личные формы этого глагола допускали двоякое ударение – на корне и на окончании: вертишь и вертишь, что можно проследить по стихотворным произведениям того времени. Например:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

(И. А. Крылов).

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колёса

Мы вертим вертим вертим!

Колесо чугунное вертится.

И гудит, и ветром обдаёт,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьётся, всё кругом идёт…

(Н. А. Некрасов).

(Ср. пример вариативного ударения в песне «Три вальса», которую пела К. И. Шульженко: Ах, как кружится голова, Как голова кружится!)

С утверждением ударения на корне глагол вертеть попадает в число исключе­ний.

Глаголы на -ать (после шипящих).

В этой группе глаголов выделяются тоже две подгруппы. В первую входят неусекаемые глаголы, в которых суффикс -а- сохраняется в настоящем времени: качать – качаешь, качает; скучать – скучаешь, скучает; замечать – замечаешь, замечает.

Эти глаголы относятся к 1-ому продуктивному классу.

Вторую группу составляют 35 непродуктивных глаголов, которые являются усекаемыми: в них суффикс -а- есть только в неопределённо-личной форме:

бренчать – бренчу, бренчишь, бренчит;

ворчать – ворчу, ворчишь, ворчит;

звучать – звучу, звучишь, звучит;

кричать – кричу, кричишь, кричит;

лежать – лежу, лежишь, лежит;

молчать – молчу, молчишь, молчит;

стучать – стучу, стучишь, стучит;

шуршать – шуршу, шуршишь, шуршит.

Неусекаемые глаголы относятся к 1-ому спряжению, усекаемые – ко 2-му спря­жению. Три глагола-исключения дышать, держать, слышать относятся к последней группе; в них суффикс -а- после шипящей утрачивается в настоящем времени (дышишь, держишь, слышишь), эти глаголы являются усекаемыми, они имеют безударное личное окончание (кроме 1-ого лица единственного числа) в отличие от всех других глаголов этой группы и спрягаются по 2-ому спряжению: дышать – дышу, дышишь, дышит; держать – держу, держишь, держит; слышать – слышу, слышишь, слышит.

В ХVIII–ХIХ вв. личные формы глагола дышать употреблялись с вариантным ударением на корне и на флексии. Н. М. Шанский, рассказывая о наконечном ударении, которое в старых текстах «встречается нередко и свойственно целому ряду подобных глаголов», а «ритмика стиха об этом буквально кричит», приводит упоминаемый Я. К. Гротом пример из стихотворения Г. Р. Державина «Фелица» (Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М., 2006. – С.451–452):

Или средь рощицы прекрасной

В беседке, где фонтан шумит,

При звоне арфы сладкогласной,

Где ветерок едва дышит

См. иллюстрацию подобного произношения в стихотворных строках Н. А. Некра­сова:

Мы пишем день и ночь: торопимся, спешим

Роман перевести; театр, литературу

За месяц обозреть, исправить корректуру –

Всё к первому числу … и еле мы дышим,

Оттиснув наконец и выдав книжку нашу…

Глагол дышать в ХVIII–ХIХ вв. и в словарях, и в текстах мог иметь разное написание в личных формах – и с буквой е, и с буквой и (дышешь и дышишь). Это объясняется тем, что наряду с глаголом дышать употреблялся глагол ды­хать (ср. пахать, пылать). Личные формы от глагола дышать оформлялись по 2-ому спряжению (дышишь), а личные формы от глагола дыхать – по 1-ому спря­жению (дышешь). В связи с выходом глагола дыхать из употребления утрачива­ются и формы с окончанием -ешь, -ет и др. с буквой . Ср.: «В обычай вошло писать дышешь, дышут, тогда как следует писать дышишь, дышат. Форма дышешь тоже существует, но она принадлежит неупотребительному глаголу ды­хать. Нет причины допускать в спряжение постороннюю форму». (Грот Я. К. Русское правописание. – СПб., 1885. – С. 30).

Особого рассмотрения требует глагол гнать, который причисляется к этой группе достаточно условно. В древнерусском языке было два глагола: гнать и гонити. Первый глагол спрягался по 1-ому спряжению. Личные формы от этого глагола были жену женеши женет. А. X. Востоков писал, отмечая употребление этих форм в церковных книгах. (См.: Слово «отжени»; https://multiurok.ru/blog/slovo-otzhieni.html). Личные формы от глагола гонити были гонишь, гонит. Впоследствии утратился инфинитив гонити и утратились формы жену, женеши (возможно, в силу особого звукового оформления) и произошла контаминация инфинитива гнати и личных форм гонишь, гонит и др.

В энциклопедии «Русский язык» к глаголам-исключениям на -ать отнесён также глагол мяукать (в одной из двух его парадигм – мяучить, мяучит), однако толковые и орфографические словари последних лет указывают два инфинити­ва – мяукать и мяучить и соответственно две парадигмы – мяукаешь и мяучишь. Вряд ли целесообразно помещать его в исключения.

Впервые орфографическое правило правописания безударных личных оконча­ний глаголов дал акад. А. К. Грот: «Для правильного употребления на письме неударяемых личных окончаний настояще­го (или будущего) времени нужно определить только те случаи, в которых следует писать ишь, ят или ат. Эти окончания пишутся:

1) Во всех глаголах, кончающихся в неопределённом наклонении [в инфинитиве] на ить: любишь, любят; правишь, правят; ходишь, ходят; клеишь, клеят; строишь, строят; покоишь, покоят (от глаголов любить, править, ходить, клеить, строить, покоить). Сюда надо отнести также настоящее время глагола гнать: гонишь, гонят, от которого древняя форма неопределённого наклонения гонити неупотреби­тельна.

2) В глаголах, кончающихся на ть с предыдущею гласною ѣ, когда эта гласная в настоящем времени изъявительного наклонения исчезает: смотришь, смотрят; ви­дишь, видят; терпишь, терпят; обидишь, обидят; зависишь, зависят (от глаголов смотрѣть, видѣть, терпѣть, обидѣть, зависѣть).

3) В глаголах, кончающихся на ать с предыдущею шипящею буквой, когда гласная в настоящем времени (кроме 3 лица множественного числа) исчезает: держишь, дер­жат; слышишь, слышат (от глаголов держать, слышать). Все прочие глаголы, како­во бы ни было их неопределённое наклонение, принимают в настоящем (будущем) времени окончание ешь (ют, ут)». (Грот Я. К. Русское правописание. – Изд. 12. – СПб., 1895. – С. 32).

Как видим, здесь указаны и глаголы-исключения, кроме вертеть (< вертѣть) и ненавидеть (< ненавидѣть). О глаголе вертеть сказано выше, а глагол ненавидеть этимологически восходит к видеть и поэтому спрягается так же, как и он. В группу глаголов-исключений он был введён позже. В группе глаголов на -ать отсутствует глагол дышать, что объясняется двояким написанием этого глагола в XIX в.

Источник: Полковникова С. А. Глаголы-исключения // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 8. – С. 1–4.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Категория: Русский язык
07.08.2017 13:54


© 2017 12351

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!