СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные советы Шалва Амонашвили настоящим учителям .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные советы Шалва Амонашвили настоящим учителям.

Шалва Амонашвили. Источник https://yandex.ru/images

Все мы немного учителя. А ответственные родители – более чем. Занимаясь воспитанием и обучением детей, очень часто мы ищем ответы на многочисленные вопросы. Как? Что? Когда? Почему?

Я тоже задавалась миллионом вопросов о воспитании, обучении. Наступала на десятки граблей и совершала немало ошибок. Раннее чтение, методики Монтессори, развивающие карточки, учение стихов и языка. – применялось все. Обнаружила, что все методы работают прекрасно только тогда, когда все подается с интересом и дружелюбием, без принуждения.

Иначе никак: ребенок будет не заинтересован и не замотивирован. А ведь для дальнейшего обучения важна внутренняя мотивация и интерес, которых не хватает детям в школе.

Несколько лет назад я узнала о концепции гуманной педагогики, разработанной Шалвой Амонашвили. Эта концепция настолько хороша, что порой не верится, что учитель может быть таким прогрессивным.

Вот несколько тезисов Амонашвили, каким должен быть учитель (добавлю от себя – родитель).

1. Быть учителем, а не преподавателем.

Ребенок должен понимать, что ему верят и хотят поделиться важными знаниями о мире с интересом и без порицания.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью

Если учитель ведет себя, как тиран, скорее всего, ему стоит ожидать бунта. Если же как понимающий и уважающий своих учеников наставник – в ответ получит уважение и желание радовать оценками.

«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка — это мне, — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить. Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним. А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку

Не мстить и унизить ребенка, а передать чувство огорчения от неудачи, чтобы ученик принял решимость оправдать ожидание и доверие учителя.

«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?.А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, — самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, — Любви! Я причиняю учительнице боль — и мне больно от этого».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

4. Отметка и оценка — это не одно и то же

Многие дети (как и я в детстве переживала) переживают по поводу оценок, зарождают кучу комплексов. Поэтому я часто говорю дочери: «Оценка не важна, а важны твои знания, главное учесть ошибки и проработать».

«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».«Например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребёнок ленился, получил двойку, так и не знает этого материала. А где пятёрка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?»

Шалва Амонашвили в интервью Мелу.

5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов

Порой учитель не знает, что интересует детей и что им нравится, поэтому надо задавать вопросы.

«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом — вдруг — спросила:— Ребята, вы любите стихи?Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку

Авторитарный учитель часто требует полного подчинения и беспрекословного соблюдения правил, чтобы ему было проще. Приказать и принудить легче, чем вызвать доверие и мотивировать ученика.

«Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:— Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней?И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:— У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»

Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

Дети не приходят в школу с чистым стремлением только учиться – у них есть свои интересы, впечатления и переживания. Настоящий учитель найдет способ направить их в правильное русло.

«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика. Я с большим интересом стану его рассматривать. „Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

8. Хороший учитель — тот, кто любит детский «жриамули»

«Жриамули» — по-грузински весёлый шум: как щебет птиц или детский гомон. Он радостный и наполненный жизнью. Настоящий педагог слышит и различает разные нотки этого шума.

«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

Категория: Всем учителям
04.11.2019 19:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!