СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой план школьного психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок самопознания

Тема: «Учение-мой труд»

Класс: 3 «В»

Дата проведения: 17. 09. 2015 год

Классный руководитель: Айтимбетова Асем Зекентаевна

Ценности: коммуникативность, общение, самореализация, получение знаний, целеустремленность

Цель: акцентирование внимания учащихся на ценности учения с целью самопознания и саморазвития

Задачи: 1) раскрывать значение понятий «учение», «труд», «знание»;

2) развивать устную речь учащихся, положительную мотивацию к учению и процессу самопознания;

3) воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, уважение друг к другу, внимание, умение работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: доска, компьютер, физминутка, тетради, учебники по самопознанию 3 класса, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры и ручки

Методы и приёмы: словесные (беседа, учебная информация, словесное поощрение), наглядные (физминутка), практические (работа с учебником, составление кластера)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. Приветствие. Психологический настрой на работу.
  2. «Здравствуйте всем! Меня зовут Гульжан Амантаевна и я буду вести у вас уроки самопознания в течении месяца. Рада вас всех видеть. Так как я никого из вас не знаю и хотела бы познакомиться, предлагаю вам игру, которая называется «Снежный ком». Суть игры заключается в том, что ученик называет имена предыдущих и только после этого он может назвать своё имя.

Сейчас у нас урок самопознания и он будет посвящен теме «Учение-мой труд». Хорошо, когда у человека есть мотивация и он стремится к приобретению знаний, но ещё лучше уметь использовать эти приобретённые знания, не так ли? Попрошу вас всех открыть учебники самопознания на странице 11. Давайте запишем цитату урока и разберём её смысл.»

Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты сам не хочешь учиться.

В. Сухомлинский

  1. Анализ цитаты производится по следующим вопросам:
  2. «Ребята, как вы думаете, о чем эта цитата?
  3. Как вы считаете, хорошо ли иметь желание учиться?
  4. А стремитесь ли вы сами достичь чего-либо в процессе обучения?

-По вашему мнению, что могут дать вам полученные знания в будущем? (Ответы детей)

Данная цитата об отсутствии стремления к знаниям. И правда, если ты сам чего-либо не хочешь, то никто не сможет тебе подарить мотивацию. Человек должен иметь огромное желание достичь того, что не каждому даётся и главный его мотиватор-это он сам.»

  1. Основная часть
  1. «Побеседуем»

Учитель: «А теперь давайте подумаем над темой урока.

- Ребята, как вы думаете, что такое учение?

- Как вы думаете, зачем людям нужно учиться чему-либо?

- К чему приводит отсутствие знаний?

- Что вы чувствуете, когда приходите в школу с невыполненным заданием?

- Что вы чувствуете, справившись с трудным заданием?

- Каких успехов удалось вам достичь с начала учебного года?

- Как вы этого добились? (Ответы детей)

В моём понимании, приобретение знаний-это действительно большой труд. Потому что знания нужны так же для саморазвития и самореализации. Также они помогают нам в повседневной жизни.»

  1. Физминутка

Учитель: «Ребята, вы, наверное устали. Давайте выполним с вами физминутку?»

  1. Задание

Учитель: «Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и читают,

Рисуют и считают! (школа)»

Дети называют отгадку, после чего учитель прикрепляет фото школы, затем выдаёт детям учебную информацию.

  1. Учебная информация

Учитель: «Одним из самых важных видов деятельности для школьников является учение. Успех в учении и в любом другом деле достигается благодаря умению ставить цели и активно трудиться. Знания — это результат познавательной деятельности человека. Знания выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.Они необходимы для развития личности, ее жизнестойкости, увеличения пользы, которую она приносит обществу. Большая роль в приобретении, закреплении и расширении знаний принадлежит самообразованию, самостоятельной работе. Овладение системой знаний, отвечающих будущей специальности - необходимая предпосылка достижения успеха в профессиональной деятельности. Отсутствие знаний приводит к деградации личности. Деградация – это утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.»

  1. «Творческая работа»

Учитель: «После обучения в школе вы приобретете определенную базу знаний. В каких профессиональных направлениях вы хотели бы использовать свои полученные знания? Прошу вас нарисовать мне свою будущую профессию. Откройте свои тетради по самопознанию и рисуйте с помощью цветных карандашей и ручек.»

  1. «Поиграем»

Учитель: «Давайте поиграем в игру, которая называется «Никто не знает, что я…» Вы должны будете назвать факты о себе, которые не известны вашим одноклассникам. Например: Никто не знает, что я люблю читать и так далее.»

  1. Творческая работа

Учитель: «Ребята как вы думаете, что необходимо ученику для того, чтобы он хорошо учился? Составьте кластер к слову «Ученик»

  1. Работа с учебником

Учитель: «Ребята, откройте свои учебники по самопознанию на одиннадцатой странице. Здесь дана красткая биография о жизни Абая Кунанбаева и Михаила Ломоносова. Давайте прочитаем её по цепочке и проанализируем.

  1. Жизнь основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева – пример постоянного поиска знаний. Уже в 13 лет он владел арабским, персидским и русскими языками. Учился и в мусульманском медресе, и в русской приходской школе. Писал стихи, рассказы, занимался переводами с русского языка на казахский. Абай был глубоким знатоком и ценителем народной словесности. Гениальный мыслитель всегда подчёркивал: чтобы быть человеком, необходимо учиться, познавать себя и мир вокруг.
  2. Известный русский учёный Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье в селе под Архангельском на далёком Севере. Вопреки воле отца, поехал в Москву, чтобы получить знания. В то время крестьянским детям запрещалось учиться. Людей науки поразило стремление Ломоносова к знаниям, и для него было сделано исключение. Ломоносов стал великим учёным, основал в России Академию наук, сделал много замечательных открытий.»
  1. Анализ прочитанного текста производится по следующим вопросам:

Учитель: «Ребята, скажите мне, пожалуйста, где обучался Абай Кунанбаев?

- А в каком учебном заведении получил знания Михаил Ломоносов?

- Где родились эти два писателя?

-Какие качества характера присущи Абаю Кунанбаеву и Михаилу Ломоносову?

-А как вы представляете своё будущее?

  1. Работа с учебником

Учитель: «Ребята, откройте свои учебники по самопознанию на двенадцатой странице. Давайте по цепочке прочитаем данную притчу, а после проанализируем.

Путь познания (притча)

Жили в старину два мудреца.

Один говорил своим ученикам: «Чтобы познать многое, нужно преодолеть трудности, стремиться в гору». Другой же утверждал: «Умный в гору не пойдёт, нужно искать лёгкий путь».

Первый мудрец не отступал от своего принципа, водил своих учеников в горы, скалистые, неприступные и высокие. Поднимал их в небесные выси. Преодолевал с ними тернистые тропы.

Второй мудрец тоже не отступал от своего принципа, обходил с учениками те же самые горы и всюду искал лёгкости и удобства.

Первые закалили знания жизнью, познали себя и обрели дух вершинный. Вторые избегали трудностей, брали то, что встречалось им на пути, и сложился у них дух равнинный.

Первые научились видеть далеко вокруг. Вторые научились видеть лишь то, что рядом.

Чтобы познать себя, мир, нужно не бояться препятствий, стремясь к преодолению вершин».

  1. Анализ притчи производится по следующим вопросам:

Учитель: «Как вы думаете, о чем эта притча?

- Чему же учил первый мудрец своих учеников?

- А второй мудрец?

- Что поняли для себя ученики первого мудреца?

- Что искали ученики второго мудреца?

- Как вы считаете, какой из этих мудрецов был прав?

- А как бы поступили вы на месте учеников второго мудреца?

  1. Заключительное слово учителя
  1. «Обобщаем»

Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте сделаем выводы.

-О чём мы сегодня говорили?

-Что нового для себя вы узнали?

-Что вы делали сегодня на уроке?»

  1. Домашнее задание.

Учитель: «На следующем уроке вам нужно будет рассказать об известном человеке, который добился больших успехов в учении и что помогло ему в этом.

Нужно с детства познавать себя, свои способности и возможности, воспитывать в себе высокие моральные качества для того, чтобы узнать своё предназначение, правильно выбрать свой путь в жизни, который начинается в мире ваших интересов».

28.12.2016 21:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!