СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из упражнений по грамматике широкое распространение имеет грамматический разбор.
Грамматический разбор – упражнение, которое, как показывает его название, является аналитическим. Ему присущи и многие черты синтетического упражнения.
Разбор бывает по содержанию либо фонетическим, либо морфологическим, либо смешанным, а по объёму – полным или частичным.
Фонетический (звуко - буквенный) – разбор заключается в выделении из слов звуков и букв, в установлении характера звуков: гласных, согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Сюда же относится и деление слов на слоги, деление слов для переноса. Эти упражнения чаще всего сопровождаются противопоставлением одного звука или слога другому, сходному, но в то же время чем-то отличающемуся.
Звуковой анализ чаще всего сопровождается указанием на соответствующие буквы: что слышится, а что пишется? Такой разбор может быть проведён во всех начальных классах.
При морфологическом разборе ученик второго и третьего классов выделяет корень, приставку, суффикс и т.д. в «прозрачных» по своему составу словах, подбирает слова, сходные по корню, приставке, суффиксу, доказывает правильность своего разбора, например, в слове «отрубил» имеется приставка от-, которая встречается и в других словах: отрезал, отвязал, отнёс; корень -руб- (-рубл-) встречается в таких словах, как срубить, зарубить, подрублю, нарублю и т.д.
При разборе частей речи ученик второго класса указывает значение предметности, называя начальную форму (Им.п.), указывая род, тип склонения, падеж, число.
По объёму грамматический разбор может быть либо полным, либо частичным. При полном разборе разбираются не только изучаемые явления или их признаки, но и другие явления, ранее изученные; при частичном же подлежат разбору только что изученные или в данный момент изучаемые явления.
По форме разбор может быть устным и письменным. В начальной школе, особенно в первом и во втором классах, используется устная форма, в третьем классе, отчасти во втором, возможна и письменная форма.
Письменный разбор удобен при обобщающем повторении изученного по теме, разделу или по четвертям учебного года, особенно он целесообразен как форма учета, главным образом в третьем классе, и как форма самостоятельной работы по грамматике и правописанию. Письменным разбором не следует пользоваться часто.
Устный разбор удобен тем, что при нём нет тех технических трудностей, которые бывают при письменном разборе, в устной форме гораздо проще проводить связанные с разбором синтетические упражнения, требовать объяснений, доказательств, связанного изложения.
Сочетание анализа, который составляет существо грамматического разбора, с синтезом, сопоставлением, объяснениями и доказательствами, подбором примеров и т.п. – основное требование предъявляемое к грамматическому разбору.
© 2024, Миронова Ольга Павловна 850