СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматика как средство формирования правильного речевого общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Грамматика – как средство формирования правильного речевого общения».

Без владения грамматикой не может быть речевого общения. Цели и задачи обучения грамматике вытекают из общих целей обучения иностранному языку – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Обучать грамматике иностранного языка - это значит, формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у студентов одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание.

Анализ трудностей, возникающих у студентов при формировании грамматических умений и навыков способствовал выбору данной темы самообразования.

Изучение грамматики иностранного языка имеет огромное практическое и образовательно-воспитательное значение. Практическая задача обучения грамматике состоит в том, чтобы обеспечить студентам овладение грамматическим строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме и понимании их при чтении и аудировании.

В изучении каждого языка, и родного, и особенно иностранного, грамматика играет очень важную роль как средство, с помощью которого язык приобретает четкий, осмысленный характер. Поэтому грамматика иностранного языка составляет одну из основных частей курса обучения этому языку во всех классах средней школы.

Предъявление грамматического материала включает следующие этапы:

  1. ознакомительно-подготовительный - он связан с ознакомлением студентов с новым грамматическим материалом;
  2. этап автоматизации – выработка грамматического навыка;

3.овладение речевыми грамматическими умениями, а при выполнении завершающих упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе сложных систем речевых умений.

Обучение грамматике немецкого языка имеет свои трудности и проблемы. С одной стороны родственность грамматического строя немецкого и русского языков обнаруживается в наличии ряда сходных грамматических категорий, как падеж, число, лицо, время. С другой стороны, в немецком языке существуют явления, которых нет в русском языке. Так, например, на род существительных в немецком языке указывает употребляемый перед ними определенный артикль. В словари записываются слова с определенным артиклем и студенты знают, что артикль der показывает на мужской род, артикль das показывает на средний род, а артикль die показывает на женский род. Также род существительного можно определить по суффиксу. Если существительные имеют суффиксы schaft, heit, keit, ung, ik и другие, то они относятся к женскому роду, а суффиксы er, ist, at, ent ler являются показателями мужского рода. Для среднего рода характерны суффиксы chen, lein, tel, um, ment. Что касается временных форм глагола, то здесь тоже есть трудности. Если в русском языке прошедшее или будущее время можно выразить одним глаголом, то в немецком языке нужно употребить два глагола, которые еще и занимают определенные места в предложении. Так, будущее время в немецком языке образуется с помощью вспомогательного глагола werden и неопределенной формы глагола –Infinitiv.

Презентация нового материала предполагает его устное предъявление со зрительной опорой. Опора на слуховой и зрительный анализаторы необходима для прочного усвоения материала.

Поэтому при объяснении нового грамматического правила я всегда пишу на доске примеры. Предъявляемое предложение всегда содержит один незнакомый элемент, который подлежит объяснению. На доске написаны предложения в будущем времени:

  1. Die Kinder werden ein Diktat schreiben.
  2. Wir werden ein interessantes Buch lesen.
  3. Ich werde meiner Freundin helfen.

Студентам задается вопрос: «Какую новую форму они заметили в предложении?» Они делают вывод, что во всех предложениях употребляется один и тот же глагол rden, а глагол, занимающий последнее место имеет окончание en.

Студенты обращают внимание на то, что вспомогательный глагол изменяется по лицам. После этого формулируется правило и записывается в грамматическую тетрадь.

На следующем этапе идут тренировочные упражнения:

  1. Вставить глагол werden в нужной форме в предложении.
  2. Поставьте неопределенную форму глагола и вспомогательный глагол на свои места в предложении.
  3. Ответьте на вопросы, используя будущее время.
  4. Предложение дано в настоящем времени – преобразуйте его в будущее время.
  5. Переведите предложения на русский язык в будущем времени.
  6. Переведите предложения на немецкий язык в будущем времени.

Работа над темой идет в течение нескольких уроков и заканчивается проверочной самостоятельной работой. При анализе работ видно, что наибольшую трудность студенты испытывают при переводе предложений на немецкий язык.

При введении модальных глаголов закрепляются формы глаголов во всех лицах, студентам предлагается раскрыть скобки и от начальной формы глагола образовать нужную, соответствующую лицу и числу подлежащего. Поскольку модальные глаголы занимают всегда второе место в предложении, а неопределенная форма глагола - последнее, то на закрепление данного правила предлагаются такие задания:

- найти в предложении модальный глагол;

-найти в предложении неопределенную форму глагола;

- назвать признак неопределенной формы глагола;

-расставить правильно глаголы в предложении.

Выполняя любое действие, дети всегда отвечают на вопрос: «Почему ты выбрал именно эту форму, почему ты выстроил такой порядок слов?», т.е. дети всегда приучаются делать самостоятельно выводы и осознанно использовать грамматическую структуру.

Грамматические навыки входят в состав не только диалогической и монологической устной речи, но и в состав всех других видов речевой деятельности. Имеются грамматические навыки в аудировании и чтении. Это рецептивные грамматические навыки. В них отправной точкой является воспринятый речевой материал - в нем требуется вычленить грамматическую форму по ее признакам, узнать ее значение и смысл всего контекста. Так, например, нужно перевести предложение в прошедшем времени: «Er hat ein interessantes Buch gelesen.» (Он прочитал интересную книгу.) В первую очередь в предложении студенты находят подлежащее и сказуемое. Учащиеся знают, что эти члены предложения занимают определенное место: подлежащее занимает первое место перед сказуемым или после него, а сказуемое занимает только второе место. По этим признакам называются главные члены предложения. Последнее место в данном предложении занимает причастие. Его студенты определяют по следующим признакам: приставка ge и суффикс en. Таким образом, наличие в предложении глагола haben и причастия указывает на употребление в предложении прошедшего времени. Опыт работы над грамматикой показывает, что студенты при работе с отдельными предложениями, в которых закрепляется введенный материал, мало допускают ошибок. Но когда они начинают работать с текстами, где может встретиться этот материал, они теряются и испытывают трудности. Поэтому при работе с текстом приходится снова анализировать данное грамматическое правило.

При работе над грамматикой я стараюсь научить студентов пользоваться справочником, которым в данный момент является грамматическая тетрадь.

Одной из трудных тем в немецкой грамматике является склонение прилагательных. Объяснение строится следующим образом. В грамматической тетради записываются три типа склонения прилагательных. Студенты заполняют таблицы с окончаниями, характерными для каждого типа. Также указываются признаки, по которым можно определить тип склонения. Записывается следующий алгоритм действий:

1. посмотреть, какое слово употреблено перед прилагательным;

2. по данному слову определить тип склонения;

3. определить род существительного, перед которым стоит прилагательное;

4. определить падеж существительного.

По словам студентов трудность для них составляет определение падежа существительного. Эта трудность связана с определением падежа в русском языке. По мнению учащихся ведение грамматической тетради помогает им при работе над грамматикой.

В учебниках немецкого языка очень мало тренировочных упражнений для закрепления введенного грамматического материала. Поэтому приходится составлять самой различные грамматические задания. За годы работы накоплено большое количество материала, а именно:

1. тестовые задания по всем темам;

2.контрольные грамматические работы;

3.итоговые грамматические тесты;

4.различного вида задания.

Весь грамматический материал систематизирован и распределен по папкам.

Анализ выполнения студентами работ показывает, что работа над грамматикой дает положительные результаты:

1.студенты привыкают работать со справочником, в данном случае с грамматической тетрадью;

2.применяют полученные грамматические навыки при работе с текстами;

3.при выполнении письменных работ допускает меньшее количество ошибок;

4.учащиеся старших классов осознанно подходят к выбору грамматических явлений при выполнении таких работ, как написание письма или сочинения.

22.12.2016 11:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП