СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грозного хотите? (О спектакле «Иван Грозный»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спектакль «Иван Грозный» открыл новый сезон муниципального драматического театра «Русский стиль».

Сцена из спектакля

Не было бы счастья

Очевидно, сама жизнь захотела преподать нам урок, начав его с повторения пройденного… Как-то странно всё сложилось здесь и сейчас.

С одной стороны, «монументальные» споры, всколыхнувшие Орёл и заставившие многих, хотят они того или нет, узнать о славных свершениях и ужасающих деяниях Иоанна Васильевича, за давностию лет прослывших то ли легендарными, то ли просто легендой. С другой – счастливое творческое совпадение, которое позволило режиссёру Валерию Симоненко, наконец, реализовать свой замысел, возникший около десяти лет назад.

Переступая порог театра, зритель должен определиться, как оценивать героев спектакля. Как литературно-художественные образы? Но постановщик строит своё действо на основании реальных исторических документов, летописей, фольклора, указов Ивана Грозного, его стихир, переписки, музыкальных произведений…

Тогда, может быть, как объективные исторические личности? В спектакле Иван IV любит, гневается, страдает, сомневается, принимает судьбоносные решения, впадает в отчаяние, мечтает – словом, ищет себя. Вряд ли историки и хроникёры умещают все эти чувства в краткое тире между годами жизни: 1530–1584.

Самый разумный выбор – наблюдать за происходящим на сцене как за произведением, состоящим из разных частей: объективной истины, художественных компонентов, которые, пройдя творческую мастерскую, не потеряли своей самости, уникальности, но всё же перешли в несколько иные категории.

Превратности души

Премьера спектакля прошла поистине с царским размахом. Зрителей у порога встречали стрельцы в красных кафтанах. Программка была больше похожа на княжескую грамоту, которая жаловала зрителю как минимум хороший вечер… Однако пока пустовал на сцене трон, напоминающий то ли алтарь, то ли голгофу (художник Анна Назарова), окружающее торжественное великолепие меркло от предвкушения встречи с Ним.

Тонкий луч озаряет иконы Святой Троицы и Нерукотворного Спаса, составляющие убранство царской залы. Сакральные мгновения приближения становятся своеобразным очищением ото всего, что «знаешь» о Грозном и надеешься увидеть. Теперь можно начинать. Актёр должен детально прочувствовать историю судьбы и характера своего образа. В новом спектакле этот сложный путь предстоит постичь зрителю.

Жизнь Грозного – круги Дантова ада. Она разделена на отрезки, ограниченные новой стадией восприятия мира, мимолетными радостями и нескончаемыми страданиями. Проводники на этом пути – сразу четыре талантливых человека. Иван Васильевич в детстве – Глеб Верижников, в юности – Вячеслав Федин, в зрелости – Александр Столяров, в старости – заслуженный артист России Валерий Симоненко. Каждый появляется в своё время, знаменуя очередной непростой рубеж для страны и человека, обречённого ею править.

Кто без греха

С первых мгновений в лейтмотиве постановки – строки песни Жанны Бичевской, которые на самом деле прозвучат лишь под занавес: «Царь суду земному не принадлежит, он ответчик только Богу».

А вообще, волен ли человек судить человека? Ванечка – всего лишь ребёнок на руках у матери Елены Глинской (Татьяна Иванюк), но женщина пророчески поёт об уставшей душе и горькой судьбе.

Сильвестр (Евгений Безрукавый) читает строки Поучения Владимира Мономаха («страх божий имейте превыше всего»). Василий Шуйский (заслуженный артист России Сергей Фетисов), словно вобрав в себя ненависть всех «попечителей» будущего государя, говорит о своём: «На Москве тот прав, за кого денежки праведны молятся».

Весело бороться на деревянных мечах с будущим заклятым другом и вечным соперником Андреем Курбским (Никита Хапков). Страшно слышать предупреждение матери о лютом коварстве врагов… В этом мире для юной души добро – лишь редкие проблески. Но и они отрада. Прямо в сердце проникает искренняя молитва о свете, размышления Ивана Васильевича о силе, свободе, покаянии.

Однозначно на стороне добра в этом спектакле и удивительные вокальные композиции, рассеивающие тьму и дарующие надежду.

Иван Васильевич в исполнении Вячеслава Федина ещё не Грозный. Он только становится на крыло, принимая венец Царя Всея Руси. Герой так истово прекрасен и прозорлив в размышлениях о любви к Отечеству, о могучем государстве, «третьем Риме»! Тема патриотизма в спектакле звучит как-то по-особому «правильно» для русской души. Мощно, уверенно, но не приторно-назидательно. Гордо провозглашается вера и уверенность в собственных силах, когда народ – стена, а во главе – дальновидный лидер и мудрый человек. Но абсолюта нет ни в чём. Реальные исторические личности стали образами, поэтому не следует искать тождественности слов и поступков в летописях и на сцене.

Алексей Басманов (Юрий Марченко), стоящий за правым плечом царя, с радостью променял бы военные забавы на тихое хозяйствование. Малюта Скуратов (Владимир Верижников) (по шуйцу) – в своей «лубочной» простоте не находит возможности удерживать разрывающие душу страсти.

Верные супруги государя, исповедницы его мыслей: нежная красавица Анастасия (Ольга Кузьмина) и страстная черкешенка Марья (Инна Севостьянова) учат своего ладу преданности, нежности, любви и смирению. С ними Грозный более всего человек, с Курбским (Александр Галуцких) – мыслитель, превыше всего ставящий возможность простить и покаяться в грехах. Отдельные мизансцены спектакля напоминают старинные гравюры: дело не только в прекрасных костюмах с патиной монашеских ряс. Есть в них характер, мудрость …

Яркий калейдоскоп персонажей помогает Грозному принимать решения «для устрашения злодеев и ободрения добродетельных», делать подвиги во благо России и ошибки во вред своей душе, не попустить гибели земли Русской ни от мятежников, ни от коварного супостата, «кольцом железным себя опоясать».

Мы выбираем

Наше Отечество, о том не задумываясь, время от времени из недр своих нетерпеливо призывает не только «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», но и тиранов… Чтобы воскреснуть из пепла.

Государь Всея Руси, уставший от врагов и предателей, трусов и лжецов, разочарования, неверия и беспросветности, просто обречён стать грозным. Болезненную трансформацию, которая оказалась сродни смерти, блестяще изобразил Александр Столяров. Он показал правителя, отравленного знакомством с жизнью, людьми и самим собой. Его душа до времени аккумулировала намного больше испытаний, потерь, горя, чем может пережить человек. И вот вся эта энергия, сжавшись до предела, выплеснулась большим взрывом, поглотив былое, изменив существо своего «носителя» и существующий порядок. Лопнула тонкая струна терпения. Грянула иная музыка.

Вместе с тем в спектакле зловещий дух живёт как бы априори: во взгляде, нетерпеливых жестах, движении скул актёра, который старается справиться с яростью, словно одержимый терзающим бесом.

Главные герои в постановке, названной хрониками, – время и мысль, уверенно ведущие свои партии. Несколько бесконечно долгих столетий отделяет нас от XVI века, но бытие всегда развивается по спирали: на каждом новом витке приходится решать всё те же проблемы и, самое страшное, вновь и вновь делать выбор.

История раздала на руки факты. Актёры показали, как мучительно непросто под натиском обстоятельств принимались решения. Кто бы мог подумать, что эту жизнь мы учили по школьным учебникам. Работы Ильи Репина, Виктора Васнецова, Алексея Толстого и Сергея Эйзенштейна… Вот что есть в нашем сознании (в лучшем случае). И как тут отделить зёрна от плевел, стереотипы от истины.

Реформа военной, законодательной и судебной систем, введение печатного дела, окончательное объединение Руси, покорение Астрахани, Сибири, Казани, налаживание торговых связей с Англией – в основе последующего развития государства. Жестокие казни, массовые расправы над врагами, пытки, опричнина, последовавшее за ней Смутное время никогда не дадут склониться чаше весов в одну сторону. С равным рвением и переменным успехом будут отстаивать свои позиции сторонники канонизации и приверженцы демонизации личности-легенды.

А судьи кто?

Мы начинали с суда божьего и людского, так ведь есть же ещё суд совести, которая может вынести не в пример страшное наказание – на смертном одре украсть последнюю надежду на бессмертие души. Самые мучительные, сродни обречённости, переживания главного героя спектакля передаёт Валерий Симоненко.

Мы никогда не узнаем, нашла ли ответ трагическая мольба царя земного царю небесному. Всё это осталось за занавесом. Одно непреложно. Постановщик, изучив, выстрадав, пережив, для себя ответил на вопрос, что есть Грозный. Режиссёр ведь тоже в какой-то мере единоличный властитель театра, подчиняющий своей творческой воле. Хотя в «Иване Грозном» эта «тирания» стала в высшей степени демократичной.

Валерий Симоненко объяснил, оправдал, увлёк за собой, предложив формы и образы, затронувшие его душу и мысль. Принимать их или нет, каждый зритель должен решать сам. Одно точно: против установки такого памятника-спектакля никто возражать не будет.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/groznogo-hotite

Категория: Всем учителям
05.01.2017 17:43


© 2017 578

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!