СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология групповой работы в начальной школе
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Возможности использования групповой формы в обучении и воспитании школьников рассмотрены в работах Дьяченко В. К., Первина И. Б., Ривина, Селевко Г. К., Щурковой Н. Е. и других.
Групповая технология обучения — это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.
Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Следует отметить, что групповое обучение — это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно.
Таким образом, групповая форма работы — это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная во ФГОС.
Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно–урочную организацию;
- лекционно–семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов и др.
Разработчики групповой работы считают, что технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника
Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать вклад каждого ученика, а также работу всей группы в целом.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2. Работа в статичных парах.
3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5. Фронтально–коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности:
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
Особенности организации групповой работы являются:
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
2. Групповая работа.
3. Заключительная часть.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
Процесс организации групповой работы может выглядеть следующим образом:
На первом этапе стоит главная задача - создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Нужно обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедил бы их в следующем: работать сообща приятно и интересно; коллективная работа более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем бывает трудно справиться самостоятельно
Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе с учащимися, где используются следующие приемы:
- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника из числа одноклассников;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;
- вводятся приемы несловесного общения - сигнальные карточки, с тремя цветами (зеленый - верно, или согласен; красный - неверно, или не согласен; желтый - не понял или сомневаюсь), также использовались жесты, кивки, наклоны головы.
На данном этапе вырабатываются правила совместной работы и поведения, которые помогут учащимся эффективно, бесконфликтно взаимодействовать.
Второй этап - непосредственная организация групповой работы на уроках и внеурочной деятельности учащихся. Здесь необходима последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся в группе.
Это усложнение осуществляется по следующим направлениям:
1) усложнение видов групповой работы (сначала работа в парах постоянного состава, затем - в динамических парах; далее - работа небольшими группами, и, затем, весь класс делится на группы);
2) повышение степени самостоятельности учащихся;
3) постепенное усложнение учебного материала, прорабатываемого группами;
4) продолжение работы групп в домашних условиях.
Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы, как самый простой, затем включать единую, и, наконец, дифференцированную групповую работу.
Парную форму работы можно начинать на уроках по любой дисциплине, при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся.
Главное - первые задания для парной работы нужно давать детям на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Основная задача на данном этапе - показать детям пользу совместной деятельности и научить их взаимодействовать друг с другом.
Работая в малых группах, дети получают опыт непосредственного эмоционального контакта, осваивают элементарные навыки руководства - подчинения; убеждаются, что при совместной работе можно добиться впечатляющих результатов.
Принцип системности предполагает, что использование групповой формы организации деятельности должно осуществляться систематически, а не от случая к случаю.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
Список литературы:
Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №12.
Гражданцева В. А. Педагогика сотрудничества как условие развитие личности// Начальная школа. – 2008. - № 6.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках// Начальная школа. – 2008. - № 1.
Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.
Раскужина Р. С. Работа в парах сменного состава. // Начальная школа. -1991.-ЖЗ.
Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007. - №5
Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
© 2025, Кунская Елена Геннадиевна 175