СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И цвет, и звук, и слово...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающая нас действительность может восприниматься разными органами чувств. Понять сказанное нам помогают слух, взгляд, осязание, даже обоняние, и разбудить их должно слово! Не случайно в поисках возможности адекватного выражения и восприятия Ш. Бодлер обращается к аналогии запаха, цвета и звука; В. Брюсов видит связь «меж контуром и запахом». Г. Спенсер видит в музыкаль­ных тонах знаки чувств, в то время как слова – знаки идей, а идеи пути к чувству, прямого и непосредственного, лишены. Важно помнить: сам звук наших слов уже служит чем-то вроде вторичного (звукового) кода для слушающего. В своё время М. Ю. Лермонтов призывал ставить ноты над словами, чтобы сбли­зить эти два канала восприятия, сблизить идею и чувство, рациональное и эмо­циональное, перевести одно возможностями другого. И потому так зримо выгля­дит переданное поэтами посредством аллитерации, такую богатую красками и в то же время отчётливо воспринимаемую картину создают настойчиво повторяемые звуки слов, будь это «клейкая клятва листов» у О. Мандельштама или «бубен безжалостный», в который «била беда» в стихотворении М. Алигер. Умение выст­раивать звуки слов так, что они создают музыкальное сопровождение к образу, – тоже особое качество человека, наделённого чувством слова.

Приведём отрывок из воспоминаний Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском, преподавшем ему «урок» работы со словом: «У меня было написано так: когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, – раздражённо заговорил вдруг Достоевский, – совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыги­вая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение». (Ф. М. Достоевский в воспо­минаниях современников. – Т. 1. – М., 1990. – С.205).

Великий писатель «перевёл» текст на язык художественного образа, который мог быть создан внедрением живописного и музыкального начал, позволивших уви­деть и услышать картину, интегрированную в двух словах: звеня и подпрыгивая.

Визуализация, в том числе сфокусированная в удачно найденном слове, в сло­весном описании, позволяет устранить барьеры общения, сделать сказанное бо­лее зримым, отчётливым, понятным. Зримое помогает яснее увидеть образы, зачастую нуждающиеся в некоей «распаковке», интерпретации через другую сис­тему знаков. В роли этой системы может выступать и цвет. Создана даже специ­альная научная дисциплина – колористическая семантика, в ведении которой – взаимодействие слова и цвета, значения колористического спектра. Но чувство­вать такое взаимодействие, картину, скрывающуюся в звуках слов, может лишь тот, чьё чувство слова бесспорно. Например:

А – чёрное, И – красное, О – голубое,

Е – жгуче-белое, а в У – зелёный цвет.

Я расскажу вам всё! А – чёрный панцирь бед,

Рой мух над трупом, море тьмы ночное.

Е – парус белый, белый плеск побед,

В алмазах снег, сиянье ледяное,

Пух одуванчика; и – жало злое,

Усмешка губ, хмель крови, алый бред.

У – дрожь зелёных волн и вздох кручи­ны;

Зелёные луга; упрямые морщины

Твои, алхимик, сумрачного лба…

О – звонкая архангела труба:

Она пронзает скрежетом пучины!

Омега… синие – твои глаза, Судьба!

(А. Рембо, перевод И. Тхоржевского).

Цвет выступает переводчиком слова, активно дополняя сказанное им. Нам из­вестно, что существуют цвета холодные и тёплые, они могут быть тёмными и светлыми. И не случайно на жидкокристаллическом экране монитора, рассматри­ваемом под углом, меняющим чёрное на белое, происходит и другая метаморфо­за: синее меняется на оранжевое, и наоборот. Вспомните порядок цветов спектра, и всё станет ясно.

Сочинение – и у великих писателей прошлого, и у нынешнего школьника – всегда создание своего слова, отражение своего взгляда, воплощение своего опы­та. Когда десятиклассник пишет о том, что «Катерина прыгнула в Волгу», – очевидно, это недостаток словарного запаса и общей культуры речи. Семикласс­ник рассказывает о ком-то, что «подойдя к двери, она заскрипела», – тоже чув­ство слова явно недостаточно для того, чтобы иметь право создавать своё Слово, собственное. Оба школьника напишут сочинение, но об их собственной позиции, о собственном Слове, говорить не приходится.

Источник: Мурашов А. А. И цвет, и звук, и слово… // Русский язык в школе и дома. 2006. – № 5. – С. 25–26.

Категория: Русский язык
13.06.2017 20:13


© 2017 450

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!