СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока:
Я и моё имя.
Цели урока: 1. Дать представление о происхождении имён, фамилий и отчеств
на Руси.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
3. Развивать познавательные процессы младших школьников.
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать чувство национальной гордости, причастности к родным
истокам.
Оборудование: книги Д.Зима « Имя и судьба», Л.Успенского « Ты и твоё имя», Н.Петровского « Словарь русских личных имён», Г.Тиньковой « С днём ангела!»,
М Горбановсого « Иван да Марья»; изображения святых
«Имя даётся при рождении и
сопровождает всю жизнь,
являясь своеобразной визитной
карточкой его носителя».
Ход урока:
Рано-рано по утрам
Солнце в дом приходит к нам.
Солнце улыбается,
День наш начинается.
Улыбнись скорей и ты,
Радость другу подари.
Урок с улыбки мы начнём,
Значит, будет добрым он!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Отгадайте загадку:
« Что есть у каждого человека на Земле?»
- Правильно, имя. Есть ли кто-нибудь в классе без имени? А среди ваших друзей и знакомых? Ну, вот видите.
А задумывались ли вы, откуда пришли ваши имена? Мама с папой придумали? А откуда они их взяли?
- В Древней Руси имён было много. Если вслушаться в них внимательно, то можно понять, что они означают.
Что значат имена : Светлана? Чернава?
( Внешние особенности).
- Каким вы представляете Балагура?
- Людмила – она какая? Для кого?
( Имена отмечали так же характерные особенности человека)
- А почему детей называли Первой, Старшой? Вторуня? Третьяк?
( Имена отражали порядок появления детей в семье).
- А отчего возникли такие имена: Зима, Вешняк, Метелица?
( Отдельные имена характеризовали время рождения, явления природы).
- Когда Русь приняла христианскую религию, то вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.
Греческие и римские имена подчёркивают в людях моральное и физическое достоинство.
Кто-нибудь знает значение своего имени, откуда оно пришло?
Я хочу, чтобы каждый знал значение своего имени.
Анна – древнеееврейское, « милость»
Галина – греческое, « тишина, кротость, безветрие».
Екатерина – греческое, « чистота, благопристойность».
Елена – греческое, « солнечная, светлая».
Ирина – греческое, «мир, покой».
Ксения – греческое, « гостеприимство»
Лариса – греческое, « чайка».
Маргарита – греческое, « жемчужина».
Мария – древнееврейское, « любимая, желанная».
Наталья – латинское, « рождество».
Ольга – скандинавское, « святая».
Татьяна – греческое, « учредительница»
Юлия – латинское, 2 кудрявая»
Александр – греческое, « защитник».
Алексей – греческое, « отражающий, предотвращающий».
Анатолий – греческое, « восток, восход солнца».
Андрей – греческое, « мужественный».
Василий – греческое, « царственный».
Виктор – латинское, « победитель».
Геннадий – греческое, « благородный».
Георгий ( Егор, Юрий) – греческое, « земледелец».
Максим – латинское, « величайший».
Николай – греческое, « победитель народов».
Олег – скандинавское, « святой».
Павел – латинское, « малый».
Сергей – латинское, « высокий, высокочтимый».
IV. Психологический тренинг.
- Какие красивые у вас имена! Наталья, Анна, Елена, Ольга, Александр, Сергей…
А вы умеете красиво их произносить? Не торопитесь, не « жуйте» имя, а произносите его так, чтобы все видели – вы им гордитесь. Давайте попробуем. Пусть каждый встанет, повернётся к классу и красиво, громко, звучно произнесёт своё полное имя.
V. Чтение стихотворений об именах.
- А сейчас я хочу прочитать вам стихи. О чём? Об именах, конечно. Если захотите, после урока возьмёте с моего стола листочек со стихотворением, которое выучите для мамы или бабушки, чтобы сделать им приятное.
Названья зим.
У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна.
И холод, и голубизна…
Еленою звалась зима.
И Марфою и Катериной.
И я порою зимней длинной
Влюблялся и сходил с ума.
И были дни, и падал снег
Как тёплый пух зимы туманной…
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.
Д.Самойлов.
Отрывок из романа
А.С.Пушкина « Евгений Онегин».
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своенравно освятим.
И что ж? Оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей…
VI. Устные сообщения учащихся « Мой ангел хранитель».
- Знакомо ли вам такое слово – « именины»?
Как вы думаете, именины и день рождения – это одно и то же или разные даты?
- По христианской традиции ребёнку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения ребёнка. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, который оберегает человека с первого дня его рождения.
А знаете ли вы, в честь какого святого вас назвали?
( Несколько уч-ся выступают с заранее подготовленными устными сообщениями).
VII. Командное состязание « Кто быстрее».
- А как у русских людей появилось отчество?
Слово « отчество» появилось приблизительно в XI веке и означало величие по имени отца. Обращаясь по имени-отчеству к человеку, мы выказываем ему особое уважение и почтение. А как хорошо вы знаете своё отчество?
Не запнитесь, поспешите,
Отчество своё скажите!
( Состязание проводится по рядам. Учащиеся каждого ряда встают по очереди и называют своё отчество. Выигрывает тот ряд, который справился с заданием быстрее и без ошибок).
VIII. « Как появились фамилии». Рассказ учителя.
- Ребята, чем вы гордитесь?
Своим компьютером? Собакой? Родителями? Школой?
Всё правильно, всем этим можно гордиться. Только гордость бывает большая и маленькая. Вот, например, гордость страной, школой, семьёй – это большая гордость. А как вы думаете, можно гордиться тем, чего не знаешь?
Значит, мы можем по-настоящему гордиться своим именами, ведь теперь мы знаем, что они значат и откуда пришли. А как насчёт фамилии?
Фамилия,в переводе с латинского, означает « семья», это наследственное имя семьи.
А как появились фамилии?
Живёт человек, имеющий кузницу. Естественно, среди односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая уже передаётся по наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий – сапожниками, врачами. Генералами, но фамилия остаётся.
Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род, например, Тверской.
Фамилии образовывались от имён отца и матери ( Иванов, Марьин), от уличного прозвища ( Кривоносов, Худяков).
Большую группу составляют фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, рыб, насекомых ( Медведев, Орлов, Карасёв, Комаров).
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне гнул он спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
IX. Чтение стихотворения С.Михалкова « Смешная фамилия».
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепутов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов –
Умишко комариный.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
X. Задания игрового характера « Мы играем, размышляем».
1. «Угадай фамилию».
- Какие интересные фамилии получались от прозвищ! Попробуйте их отгадать.
2. « Сочиняем фамилию».
- Давайте вместе придумаем фамилии от русского имени Иван.
( Иванов, Ванечкин, Ванюшин …)
3. « Конкурс знатоков»
-Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.
XI. Итог урока. Домашнее задание « Цветик-семицветик».
Нарисуй цветок, на лепестках напиши, как тебя зовут родные и друзья.
© 2016, Колпакова Татьяна Васильевна 2907